По случаю 25-летия независимости страны Агентство IPN проводит „собственное расследование” с целью составления картины того, что представляет собой сегодня Республика Молдова. Для этого мы обратились ко многим и самым разным людям: государственным деятелям, политикам, деятелям искусства, предпринимателям, гражданским активистам, а также к тем, у кого нет званий и должностей, но кому есть что почувствовать и сказать. Общая картина носит название „Мысли по поводу и ради Молдовы”.
---
Председатель Союза кинематографистов Молдовы Серджиу Продан: Кинематография претерпела меньшую эволюцию, чем страна в целом, ей не удалось пройти через взлеты и падения, она находилась на дне.
К юбилею любого человека произносят хвалебные речи о его достижениях и говорят оптимистично о будущем, а уж тем более к юбилею страны, заметил режиссер Серджиу Продан, подчеркнув, что не знает другой страны, которая упустила бы в столь короткий период столько шансов, сколько упустила Республика Молдова: „Возможностей было множество. За эти 25 лет мы испытали иллюзии и разочарования, которых, возможно, хватило бы на сто лет. Жизнь была бурной, насыщенной событиями, полной игр. Не было скучно, и в таком случае нам есть чем гордиться”.
По мнению кинорежиссера, сказанное выше можно спокойно отнести к достижениям, ведь одно дело, когда „кто-то упускает случай, предпринимая попытки, но безуспешно”, и другое дело, когда кто-то упускает шансы осознанно. „У меня сложилось впечатление, что мы всё упустили довольно осознанно, мы этого хотели и мы это получили. Мы хотели имитировать деятельность, так и сделали, и сделали это очень успешно, потому что, посмотрите, имидж Республики Молдова претерпел ряд колоссальных, фантастических взлетов и падений, от самой неизвестной страны из бывшего Советского Союза до истории успеха, и вновь падения самой бедной страны в Европе. Вот это да, это достижение. Для этого мы трудились, думали, планировали”, – говорит Серджиу Продан.
Для сравнения режиссер отмечает, что кинематография совершенно не развивалась, была сведена, практически, к любительскому кино, в хорошем смысле этого слова. Кинематографией занимались только люди, которые делали это из любви, а не по долгу службы. Всё, что сделано за эти 25 лет, было сделано по инерции. Государство исключило кинематографию из социальной жизни; и все эти годы периодически имитировались определенные действия или инициативы касательно кинематографии, что, конечно же, не могло дать какого-либо результата, считает кинорежиссер. По его словам, в Молдове не существует определенного механизма, посредством которого осуществлялась бы продажа кинематографического продукта, а потребитель имел бы возможность заплатить, чтобы посмотреть фильм. То, что существует у нас – это ответвление мировой системы распределения товаров. В Молдове нет соответствующего механизма, поэтому она не может иметь собственного производства.
Что касается долгожданного Закона „О кинематографии”, Серджиу Продан утверждает, что он был сведен к формальности, по сути, к одному учреждению – Национальному центру кинематографии. На момент продвижения закона эту формальность допустили для создания данного центра, который должен был представлять интересы отрасли в правительстве. „Теперь де-юре этот центр существует, но де-факто есть лишь усилия его директора Валериу Жереги, направленные на то, чтобы попытаться что-то сделать, не имея ни инструментов, ни законных полномочий, которые должны быть в его распоряжении. На это нельзя сердиться. Можно злиться на неудачи, когда хотел что-то сделать, когда сделал попытку, когда приложил усилия, когда у тебя была полная поддержка, и всё же ты не добился успеха, потому что это конкуренция, потому что это состязание, потому что необходимо стать лучше; и сумел чего-то добиться другой, достиг успеха самый лучший, но ему всё же это удалось. Тогда ты нервничаешь, и это обоснованно. В нашем случае – иначе, всё идет очень хорошо…, никто не добился успеха. Надежды остались нетронутыми, будущее ждет нас”, – говорит Серджиу Продан.
20 лет назад, когда активно распространялась идея, что Республика Молдова должна найти свое место в мире, свою нишу, многие говорили, что вино может представлять страну. По словам Серджиу Продана, реальность продемонстрировала, что не вино является „нашим мощным оружием”, а, скорее, финансовая система. „Вот, не было нужды превращаться в „дом терпимости” человечества, „подвал” человечества, мы стали „прачечной по отмыванию денег” человечества. Это не так-то просто. Далеко не в каждой небольшой стране есть умы, которые смогли бы выстроить подобную систему, поставить ее на ноги и заставить эту систему работать”, – подчеркивает кинематографист.
Он считает, что преобразования в Республике Молдова следует начинать с изменения менталитета. „Мы по-прежнему относимся к виду „homo sovieticus”, вышедшему из-под опеки, укрывшемуся от надзирающего ока и жезла советской Коммунистической партии, которая действовала жестко, но у нее были определенные принципы и ценности. Точно так же, как и дети, которые освободились от присутствия родителей в квартире. Родители могут быть добрыми, могут быть злыми, насильниками, несправедливыми по отношению к детям, алкоголиками, но в тот момент, когда их нет дома, дети делают, что хотят. Вот мы по-прежнему остались теми детьми, которым за 25 лет не удалось дорасти до родителей, не удалось стать ответственными за эту „квартиру”, за этот образ жизни. Мы всё еще являемся теми детьми, которые дорвались до свободы действий и делают сейчас, причем быстро, всё, что им взбредет в голову. Так как в ближайшее время те самые злые, применяющие силу родители могут вернуться и наказать нас за то, что мы делаем сейчас, потому что мы отдаем себе отчет, что поступаем плохо в этой „квартире”, – говорит Серджиу Продан.
Независимый человек – это богатый человек. Богатый человек является независимым человеком. Богатство человека не измеряется нулями на счетах. Это убеждение режиссера. Между тем, в Республике Молдова богачи, на самом деле, являются самыми зависимыми, утверждает он. Они лишены свободы делать то, что хотят, или поступать так, как считают. Они вынуждены делать то, что необходимо, то, к чему вынуждают ситуации, конкуренция, положение вещей, пункт, которого они достигли. Точно так же и страна. Думает, что она является независимой, потому что может делать то, что ей нравится. „Могу посредством этого обеспечить свое существование, а могу отказаться от значительных сумм, если по какой-либо причине то, чего от меня требуют сделать, противоречит моим взглядам”, – отметил кинематографист.
Серджиу Продан считает, что через 10-15 лет Республика Молдова останется такой же, каковой является сейчас. „Я 25 лет надеялся на развитие, на преодоление детских болезней и избавление от инфантилизма, но этого не произошло. Какими бы крупными ни были игры, сколько бы нулей ни стояло за одной цифрой, какими бы важными ни были лица, которые пытаются оказать влияние, на глобальном уровне то, что мы делаем, – это инфантилизм”, – подытожил председатель Союза кинематографистов.
---
Серджиу Продан – режиссер, сценарист, продюсер, известный, в частности, по фильму „Прокрустово ложе”. Он является основателем „Atelierul Sergiu Prodan Pr & Publicitate”.
Анастасия Русу, IPN
Материалы из цикла „Мысли по поводу и ради Молдовы” публикуются с 18 июля. В числе их героев фигурируют: Думитру Алайба, Юрие Чокан, Анна-Мария Цуля, Ион Маноле, Ольга Гагауз, Стелла Чобану, Юрие Лянкэ, Виктор Парликов, Дору Курошу, Игорь Мериакре, Валерия Шейкан, Чиприан Раецки, Андрей Нэстасе, Геннадие Гылкэ, Аркадие Барбэрошие, Валериу Матей, Еуджен Дога, Думитру Постован, Петру Маковей, Татьяна Негруш, Майя Санду, Виорел Солтан, Валентин Гуцан, Георге Еризану, Марианна Ончану-Хадыркэ, Виорел Чиботару, Виктор Мику, Игорь Додон, Аурелиу Бэтрынак, Александру Плeшка, Дионис Ченуша, Кальман Мижей, Петру Бодарев, Мариан Лупу, Юлия Ябанжи, Павел Филип, Андриан Канду.