logo

В течение следующих 10 лет мы можем вместе сделать то, чего нам не удалось сделать за 25 лет. Цикл IPN


https://www.ipn.md/ru/v-techenie-sleduyushchikh-10-let-my-mozhem-vmeste-sdelat-to-chego-nam-ne-udalos--7965_1029257.html

По случаю 25-летия независимости страны, Агентство IPN проводит „собственное расследование”, с целью составления картины того, что представляет собой сегодня Республика Молдова. Для этого мы обратились ко многим и самым разным людям: государственным деятелям, политикам, предпринимателям, деятелям искусства, гражданским активистам, а также к тем, у кого нет званий и должностей, но кому есть что почувствовать и сказать. Общая картина носит название „Мысли по поводу и ради Молдовы”.
---

Премьер-министр Павел Филип: От республики в составе СССР – к свободной стране, Молдова прошла большой путь, и это нельзя не признать, несмотря на разочарования по поводу экономической ситуации, где у нас многое ещё предстоит наверстать, чтобы жить, как на Западе.

– Господин премьер, прошу Вас дать свою оценку тому, как выглядит Молдова после четверти века независимости. Если говорить о крупных достижениях и неудачах этого периода, что бы Вы назвали?

– Чтобы дать оценку тому, каким образом развивалось наше государство в течение 25 лет, мы должны посмотреть, какими были идеалы, вдохновлявшие нас, когда мы провозгласили свою независимость. Тем, чего мы хотели тогда, в первую очередь были свобода и стремление жить достойно в подлинно демократическом государстве. Думаю, что, несмотря на слишком многие годы нерешительности и застоя, Республика Молдова сделала важные шаги. Наша страна начала процесс сближения с Европейским союзом, нам удалось добиться либерализации визового режима, что привело к освобождению и необычайной мобильности наших граждан, особенно молодёжи. Общество возмужало, особенно пройдя через многие выборы, СМИ стали свободными, а многие наши госучреждения приступили, особенно благодаря последним реформам, запущенным возглавляемым мною правительством, к широкому процессу модернизации и подключения к западному, европейскому опыту транспарентности и неподкупности. От республики в составе СССР – к свободной стране: Молдова прошла большой путь, и это нельзя не признать, несмотря на разочарования по поводу экономической ситуации, где у нас многое ещё предстоит наверстать, чтобы жить, как на Западе.

Кстати сказать, ситуация в экономике и проблемы социального характера являются теми пунктами, которые могут быть занесены в разряд неудач. Конечно, за эти 25 лет можно было сделать больше, обладай наша страна концепцией развития и преемственностью в процессе её реализации. Вот почему так важно, чтобы процесс европейской интеграции, который на самом деле может принести нам процветание и более высокий уровень жизни для каждого, не прерывался бы, а, напротив, укреплялся бы и углублялся. В этом состоит и причина озвученного нами призыва ко всему обществу – призыва сплотиться вокруг цели в виде европейской интеграции. Очень надеюсь, что этот призыв будет услышан, и его поддержит как можно большее число людей. Если мы это сделаем, то уверяю Вас, что в ближайшем будущем мы окажемся в гораздо лучшем положении. Проявив серьёзный подход, в течение следующих 10 лет мы можем вместе сделать для Молдовы то, чего нам не удалось сделать за 25 лет.

– В течение последних лет ряд крупных иностранных инвесторов, обратившихся, в том числе, и в правительство, заявляли о своём намерении прийти в Молдову со значительными инвестициями, но проекты так и не были запущены. В чём может быть причина?

– Любой инвестор желает безопасности своих инвестиций. Никто не вкладывает деньги туда, где присутствуют скандалы, нестабильность, слабые учреждения и чрезмерная бюрократия. Вот почему за шесть месяцев нашего правления мы приняли ряд мер, адресованных бизнес-сообществу и направленных на привлечение инвестиций. Мы начали с политической стабилизации страны, а правительство и парламентское большинство приступили к работе на благо Молдовы; политический саботаж прекратился. Мы продолжили введением моратория на проверки, осуществляемые госучреждениями в отношении экономических операторов; сокращением количества разрешительных документов, необходимых для предпринимательской деятельности; расширением ряда налоговых льгот для компаний в ИТ-индустрии, а также другими мерами, такими как запуск работы Экономического совета при премьере, являющегося открытой площадкой для диалога между бизнесом и госучреждениями. Эти меры привлекли интерес инвесторов к нашей стране. Они увидели, что Республика Молдова является страной, которая знает, чего она хочет, которая поставила перед собой чёткие задачи и приступила к их реализации. Именно в этом и состоит причина того, что в настоящий момент Республика Молдова становится привлекательной для инвесторов. В этом смысле приведу Вам лишь последний пример – немецкая компания Coroplast намерена в ближайшие годы инвестировать около 10 миллионов евро и создать порядка 1500 новых рабочих мест. Кроме того, осенью мы запускаем программу приватизации государственных компаний – как раз для того, чтобы превратить в инвестиционные преимущества доверие со стороны международных партнёров, конкретизированное в соглашении с МВФ.

– Как до настоящего момента Молдова воспользовалась возможностью сближения с Европейским союзом, которая была объявлена ​​приоритетом властей?

– Мы получили власть в очень сложный момент, но, совместными усилиями правительства и парламента, нам удалось за несколько месяцев сделать столько, сколько другие власти делают за четыре года. Вместе с нашими внешними партнёрами мы составили Дорожную карту, которая была выполнена в срок, к 31 июля, и это привело к разблокированию внешнего финансирования. Здесь я напомню о решении правительства Румынии разблокировать выделение кредита на 150 миллионов евро, а первый транш из этих средств должен поступить в Республику Молдова до конца августа. Соглашение с МВФ, переговоры по которому вело это же правительство, также принесёт нам разблокирование финансирования со стороны ЕС, возможность выхода на международные рынки и ещё большую решимость проводить в жизнь Соглашение об ассоциации. Таким образом, мы переживаем очень хороший момент, момент доверия и поддержки в наших отношениях с европейскими партнёрами, и это идёт лишь на пользу нашей стране, потому что означает деньги и опыт для развития нашей страны. Теперь Молдова является не проблемой, а партнёром, который держит своё слово и показывает, что заслуживает всемерной поддержки со стороны ЕС и США. Мы полны решимости и далее со всей серьёзностью двигаться по нашему пути к ЕС. В отношениях с внешними партнёрами и с гражданами мы хотим, чтобы о нас судили исключительно по делам. И я уверяю Вас в том, что мы продемонстрируем максимальную ответственность. Мы не снижаем темпов после спринта последних месяцев. Хочу, чтобы правительство было даже ещё более активным в проведении реформ, потому что хочу видеть максимально мощные и позитивные последствия в повседневной жизни каждого молдавского гражданина.

– Вы говорили об отношениях с Западом, но каковы приоритеты на другом направлении? Какими Вы видите отношения с Россией?

– Я надеюсь, что они будут двигаться вперёд по пути экономического сотрудничества и нормального политического диалога между нашими странами. Эту тему мы обсуждали, в том числе, на встрече, которая была у меня в Бишкеке с российским премьером Дмитрием Медведевым. Нам необходимо преодолеть барьеры, всё ещё существующие в наших торговых отношениях. И я думаю, что пришло время построить эти отношения на принципах корректности и прагматизма, на благо обеих стран. Конечно, наши друзья в Москве должны понять и проявить уважение к нашему выбору в пользу Европы.

– О степени независимости страны мы можем судить и анализируя то, насколько независимы её государственные учреждения, такие как прокуратура, НЦБК, суды и т.д. Если ориентироваться на опросы общественного мнения, то доверие к этим учреждениям по-прежнему остаётся низким. Сколько времени, по Вашему мнению, ещё нужно для того, чтобы граждане ощутили, что ситуация меняется к лучшему?

– Было бы несерьёзно называть такие сроки. Что я могу Вам сказать – это то, что реформы, начатые нами в сфере юстиции, большинство из которых проводятся при содействии европейских экспертов и учреждений, несомненно, принесут те преобразования, которых ждёт всё наше общество. Кстати, первые результаты уже видны. Тот факт, что у нас есть уголовные дела, в статусе подследственных по которым проходят коррумпированные судьи и прокуроры, доказывает, что система юстиции начинает очищаться. И данный процесс неизбежно приведёт к большей независимости этой системы и большему доверию к ней. Могу Вам сказать как премьер-министр, что Республика Молдова сейчас находится на верном пути, с которого мы не сойдём. В этом Вы можете быть уверены. Равенство перед законом и борьба с коррупцией на высоком уровне стали, в свете уже утверждённых реформ, ключевыми принципами управления страной.

– Хотел бы спросить Вас и о предстоящих 30 октября президентских выборах. Каковы Ваши ожидания от этих выборов, и каким должен быть следующий президент Республики Молдова?

– Следующий президент должен быть сторонником европейского вектора развития. Как я уже говорил, чтобы развиваться, мы нуждаемся в последовательности. А это значит, что все ветви государственной власти должны тянуть в одном и том же направлении. Этим направлением должен быть Европейский союз, в этом отношении у меня нет сомнений. Несмотря на проблемы, с которыми он сталкивается в данный момент, Европейский союз остаётся точкой притяжения для таких стран, как Республика Молдова. По той простой причине, что Европейский союз означает свободу, безопасность, процветание и верховенство закона – те вещи, которые мы хотим видеть здесь, в Молдове. Хочу видеть президента, который совместно с правительством и парламентом будет работать над ускорением европейской интеграции, а не президента, который снова изменил бы направление движения страны или устроил хаос, занимаясь саботажем действий правительства, зовя людей на улицы или размахивая перспективой досрочных выборов. После семи месяцев, в течение которых мы своей работой и серьёзным подходом показали, что ситуацию можно изменить, жаль было бы всё прекратить и вернуться к той катастрофе, что была у нас в январе. Молдове нужен активный, серьёзный, проевропейский президент, объединяющий реформаторские силы общества и ориентированный на созидание, а не на разрушение.

– Какие мысли есть у Вас для страны в канун празднования 25-летия независимости?

– Хочу пожелать всем гражданам Республики Молдова быть уверенными в будущем нашей страны и активно участвовать в процессах, которые могут укрепить нас как государство и общество. Вместе мы сильны и достойны Европы!

---

Павел Филип занимал должность генерального директора АО „Bucuria”в 2001–2008 гг. С 2008 по 2011 год он был генеральным директором АО „Tutun-CTC”. В 2011 году Филип был назначен министром информационных технологий и связи, а в январе 2016 года он был утверждён на посту премьер-министра. Он является вице-председателем Демократической партии и председателем Кишинёвской муниципальной организации ДПМ.

Марьяна Галбен, IPN

Материалы из цикла „Мысли по поводу и ради Молдовы” публикуются с 18 июля. В числе их героев фигурируют:  Думитру АлайбаЮрие ЧоканАнна-Мария ЦуляИон МанолеОльга ГагаузСтелла Чобану, Юрие Лянкэ, Виктор ПарликовДору КурошуИгорь Мериакре, Валерия Шейкан, Чиприан Раецки, Андрей Нэстасе,  Геннадие ГылкэАркадие БарбэрошиеВалериу Матей, Еуджен Дога, Думитру ПостованПетру МаковейТатьяна НегрушМайя Санду, Виорел СолтанВалентин ГуцанГеорге ЕризануМарианна Ончану-ХадыркэВиорел ЧиботаруВиктор Мику, Игорь ДодонАурелиу БэтрынакАлександру ПлeшкаДионис ЧенушаКальман Мижей, Петру Бодарев, Мариан Лупу, Юлия Ябанжи, Павел Филип, Андриан Канду.