Решение Конституционного суда Молдовы от 4 марта 2016 года, которое возвратило населению право напрямую избирать главу государства, устранит институциональный тупик и предотвратит политические кризисы, которые были характерны для молдавского общества на протяжении шестнадцати лет – с тех пор, как Парламент мошеннически изменил положения Конституции об избрании президента страны. Такие заявления сделал председатель Конституционного суда Молдовы Александру Тэнасе в ходе интервью „Есть существенные различия между постановлениями КСМ и политическими заявлениями”, данного им информационному агентству IPN и опубликованного в понедельник, 14 марта.
По его словам, практические последствия Постановления КСМ от 4 марта связаны в особенности с тем, что удалось окончательно избежать любого рода институциональных тупиковых ситуаций, вызванных неизбранием президента. „Этот источник тупиков устранён. Президент больше не будет предметом теневых соглашений и торгов, он будет производным народа, являющегося тем сувереном, на воле которого основана власть в государстве. Мы больше не увидим закулисных договорённостей с целью сбора голосов, необходимых для избрания главы государства, потому что гораздо труднее подкупить весь народ, чем отдельных лиц. Следовательно, будущий президент будет иметь совершенно иной уровень легитимности”, - утверждает председатель Конституционного суда.
Александру Тэнасе отмечает, что решение от 4 марта не затронуло форму правления в Молдове. „Молдова остаётся парламентской республикой, но президент будет избираться всем народом. Подобные модели существуют в Чехии, Литве, Турции, Финляндии и т.д. Таким образом, любые разговоры на тему „вмешательства КСМ в реформирование политического режима” являются чистой воды спекуляциями или элементарным незнанием вопроса. Не вступая в академические споры о названии политического режима, уточню, что решение КСМ не затрагивает ни одно из полномочий президента. Более того, по-прежнему действует и обширная юриспруденция КСМ, в соответствии с которой президент играет взвешенную роль, адаптированную к парламентской форме правления”, - заявил Тэнасе.
Кроме того, решение КСМ не имеет последствий для мандатов и актов, изданных двумя президентами Республики Молдова, которые были избраны в соответствии с парламентской процедурой. „Суд совершенно недвусмысленно указал, что решение не оказывает никакого влияния на мандаты президентов, избранных парламентом, как не влияет он напрямую и автоматически на те акты, которые были изданы обоими президентами. Таким образом, как мандаты, так и акты, изданные господами Ворониным и Тимофти, абсолютно действительны и законны, в этом нет никаких сомнений. Даже в резолютивной части постановления прямо указано, что его последствия вступают в силу лишь в будущем”, - подчеркнул председатель КСМ Александру Тэнасе в интервью для IPN.