Расхождения Кишинёва с ЕС и намерение извлечь выгоду из российского фактора, OP-ED

 

 


Демократическая партия испытывает соблазн вновь воспользоваться российским фактором для формирования более благожелательного к себе отношения в Брюсселе, но на этот раз – путём возобновления диалога с Россией...

 

Дионис Ченуша
 

Отрицание какой-либо ответственности молдавских властей за то, что предоставление макрофинансовой помощи было отложено, не прекращается. Напротив, оно приобретает новые формы и распространяется в сельской местности, через подконтрольные Демократической партии районные советы и примэрии. Так, председатели 28 районных советов (87% от общего количества районных советов, составляющего 32) и 713 примаров подписали обращения, осуждающие решение ЕС не выделять первый платёж из макрофинансовой помощи (Unimedia, 18 июля 2018 г.).

Призыв местных избранников, вдохновлённый первыми заявлениями лидеров ДПМ, указывает на то, что власти готовы дать отпор, пусть даже антиевропейские заявления могут нанести ущерб имиджу Евросоюза внутри страны. Во-первых, то, что власти прибегли к вмешательству местных избранников, показывает, что у них вызвали серьёзное раздражение резолюция Европейского парламента от 5 июля 2018 года и жёсткие послания европейских учреждений, которые привели к отсрочке макрофинансовой помощи (IPN, 9 июля 2018 г.). Во-вторых, организованное обращение руководителей районных советов используется для противодействия распространению протестного духа в обществе и, соответственно, на местах. В-третьих, таким способом Демпартия популяризирует идею о том, что вина за блокирование европейской помощи полностью лежит на непарламентской оппозиции и её партнёрах в Европейском парламенте. В то же время, это смещает фокус внимания с признания недействительными выборов в Кишинёве на непредоставление европейской помощи, по словам ДПМ, спровоцированное молдавской оппозицией. В-четвёртых, устами местных избранников правящая партия возлагает вину за возможную нереализацию отдельных проектов в регионах на отсутствие финансирования от ЕС. Этот аргумент выставляет оппозицию виновной не просто в том, что европейская помощь была отложена, но и в том, что оппозиция будто бы действовала в ущерб благосостоянию малообеспеченных граждан. Совпадение это или нет, но содержащее критику обращение местных избранников появилось вскоре после законодательной инициативы ДПМ, принятой парламентом в двух чтениях, о повышении зарплат работников органов местного публичного управления.

Недавно обнародованный отказ от идеи направить заявку на членство в ЕС до проведения парламентских выборов, первоначально намеченных на 2018 год, идеи, обещанной спикером Андрианом Канду в 2017 году (Agora, 5 июля 2017 г.), подтверждает, что диалог с ЕС находится в кризисе. Отчасти из-за роста напряжённости в ходе диалога с Брюсселем, увеличивается внимание властей к популистским действиям (жильё для социально уязвимых категорий, повышение зарплат для примаров и т. д.). На самом деле, помимо предвыборной подоплёки этих действий, они призваны компенсировать ослабление легитимности нынешней власти, основанной на предположении, что отношения с ЕС продвигаются вперёд.

Помимо обращения к предвыборному популизму, демократы послали сигнал о своём желании перезагрузить отношения с Россией после того, как российский вице-премьер Дмитрий Козак стал новым специальным представителем Москвы, ответственным за экономические отношения с Молдовой (12 июля 2018 г.). Внезапно, несмотря на борьбу с российской пропагандой и активизацию озвучиваемых в ООН требований о выводе российских войск из приднестровского региона, лидеры ДПМ проявили интерес к улучшению диалога с российскими властями (Publika, 19 июля 2018 г.). Благодаря такой открытости в отношении Козака, который в 2003 году предлагал федерализацию Молдовы, власть, похоже, тонко спекулирует тем, что переориентация на Восток не является чем-то совершенно невозможным. Тем самым власть стремится усилить опасения брюссельских институтов относительно возможности пересмотра внешнего вектора страны. Несмотря на малые шансы на успех, Демпартия проверяет, может ли это способствовать смягчению позиции ЕС в отношении демократического регресса в Молдове.

Позиция ЕС остаётся неизменной

Ни один из аргументов и тактик, используемых молдавскими властью, не повлиял на европейские институты. ЕС отложил первый транш макрофинансовой помощи и настаивает на „решении проблемы с признанием недействительными выборов в Кишинёве” (Europa Liberă, 16 июля 2018 г.). Европейская сторона также подчёркивает важность того, каким образом будут проведены парламентские выборы, используя отсрочку финансовой помощи в качестве основы для обеспечения проведения голосования на более высоком уровне.

Пока единственным важным успехом властей является нераспространение блокирования европейской помощи на прямую безвозмездную бюджетную поддержку, за счёт которой в Молдове осуществляется около 140 проектов и программ.

Последние опросы показывают, что популярность европейского вектора сохраняется на высоком уровне, но они не измеряют негативного влияния кампании по очернению, мишенью которой Демпартия и аффилированные ей СМИ сделали Евросоюз, в особенности Европейский парламент. Поэтому нельзя исключать некоторого выравнивания симпатий между ЕС и Евразийским экономическим союзом, наблюдавшегося в первой половине 2017 года (см. Таблицу ниже)

Таблица. Геополитические симпатии населения, %

 

ЕС

Евразийский экономический союз

Июнь 2018

46

36

Февраль  2018

43

42

Октябрь 2017

49

38

Март 2017

42

43

Сентябрь 2016

40

43

Источник: IRI.org


Российский фактор, используемый по-иному

После напряжённых месяцев антагонизма с Россией, в том числе возвращения к теме вывода российских войск с территории Молдовы (IPN, 2 июля 2018 г.), власть даёт понять, что она желает вновь вести диалог с российскими властями. Назначение Дмитрия Козака ответственным за молдавское досье является поводом, используемым лидерами ДПМ для информирования местной общественности и европейских партнёров о том, что диалог с Россией может быть возобновлён.

Такие сигналы нельзя считать случайными, учитывая жёсткую риторику Брюсселя в связи с политическим кризисом в Молдове. Более того, власти всегда проявляли готовность использовать Россию в качестве источника эксплуатирования западных страхов.

Присутствие российского фактора в послевыборных сценариях также усиливает внимание к любым признакам, способным показать, что европейский вектор может оказаться под угрозой. Эта озабоченность используется Демпартией, которая уже имела эпизоды сотрудничества с пророссийскими силами (такие как смена избирательной системы). С этой точки зрения заявление о возобновлении молдо-российского диалога может быть истолковано как новая форма давления на Евросоюз, призванная изменить его негативное отношение к политическому кризису в Молдове.

В таких условиях даже незначительное оживление контактов между Москвой и Кишинёвом может повысить недоверие ЕС к молдавским властям. Тем самым Россия увеличивает вероятность формирования после следующих парламентских выборов правящей коалиции с, по меньшей мере, многовекторной, если не пророссийской внешней политикой.

Вместо заключения...

Молдавские власти показывают, что они в большей степени сконцентрированы на результатах предстоящих парламентских выборов, чем на неизбирательном соблюдении обязательств перед европейскими партнёрами. Распространение неверной информации о блокировании европейской макрофинансовой помощи через местных избранников, политически связанных с ДПМ, подтверждает, что властям безразличен имидж Евросоюза внутри страны, особенно в сельских регионах.

ЕС по-прежнему занимает критическую позицию в отношении демократического регресса в Молдове и ограничивается исключительно блокировкой макрофинансовой помощи. Таким образом, Брюссель предпочитает вообще не касаться темы прямой бюджетной поддержки, на основе которой осуществляются различные проекты, направленные на улучшение условий жизни молдавских граждан.

В связи с передачей молдавского досье Дмитрию Козаку Кишинёв стал делать намёки относительно того, что он мог бы снизить накал антагонизма в отношениях с Россией. Это указывает на то, что ДПМ испытывает соблазн вновь воспользоваться российским фактором для формирования более благожелательного к себе отношения в Брюсселе, но на этот раз – путём возобновления диалога с Россией.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.