logo

25-летие независимости Молдовы и ее колебание между Западом и Востоком


https://www.ipn.md/index.php/ru/25-letie-nezavisimosti-moldovy-i-ee-kolebanie-mezhdu-zapadom-i-vostokom-7978_1029277.html

 

 


По случаю 25-летия независимости страны Агентство IPN проводит „собственное расследование” с целью составления картины того, что представляет собой сегодня Республика Молдова. Для этого мы обратились ко многим и самым разным людям: государственным деятелям, политикам, деятелям искусства, предпринимателям, гражданским активистам, а также к тем, у кого нет званий и должностей, но кому есть что почувствовать и сказать. Общая картина носит название „Мысли по поводу и ради Молдовы”.
 

Дионис Ченуша
 

,,Политическая коррупция, политизация институтов, малоэффективность юстиции являются основными препятствиями, которые отдаляют Молдову от европейской перспективы, приближая ее к евразийским сценариям России…”. Это – часть выводов OP-ED-а подписанного аналитиком Дионис Ченуша.
---


На протяжении 25 лет независимости Молдова прошла целый ряд шоков, характерных для страны, которая преодолевает переходный период. Вполне понятно, что мы говорим об уязвимости государственных институтов по отношению к политико-олигархическим группировкам в стране и за ее пределами. Мы имеем в виду также действия по подрыву фундамента рыночной экономики, вызванными ошибочными публичными политиками, систематической коррупцией, неэффективностью бюрократии и бессильной юстицией.

Большинство описанных нами беспорядков были и являются еще результатом существования постсоветского, популистского и эгоцентричного политического класса в процессе пребывания у власти. В большинстве случаев, внимание правительств было обращено в основном на соблюдение сиюминутных политических интересов (при глубоком избирательном популизме) и очень редко на реалистические и стратегические задачи. Острая неэффективность власти, которая была хорошо заметной во все годы независимости, усугубила и продолжила слабые места государства. Это помешало развитию зрелой внешней политики, основанной на стратегическом мышлении  и направленной на укрепление демократии и консолидацию прав человека, без которых невозможно социальное государство.

В этом промежутке времени внешняя политика была непоследовательной или конъюнктурной, направленной на достижение временной выгоды. Правящие партии воспользовались пророссийскими предпочтениями отдельных отрезков электората для принятия согласительной позиции во внешней политике, решительным образом усилив зависимость страны от России, которая является чрезвычайно непредвиденным внешним игроком, особенно с приходом к власти Владимира Путина.

Геополитическая ситуация в регионе всегда оказывала существенное влияние на внешнюю политику страны. В то же время, Европейский союз был малозаметен в регионе до 2004 года, а Россия присутствовала всегда в постсоветском пространстве и, соответственно, в Молдове (пророссийские партии, русскоязычные меньшинства, церковь, статус русского языка, пророссийские административные единицы, приднестровский конфликт и т. д.). Эти обстоятельства привели к формированию многовекторной внешней политики, когда внимание властей колебалось в зависимости от источника внешней выгоды. В колебаниях между Востоком и Западом отношения с Россией были всегда сильным привлекательным предметом. Даже после подписания в июле 2014 года Соглашения об ассоциации с ЕС российский фактор остается на сильных позициях.

Влияние геополитических преобразований на молдавскую внешнюю политику

Прошедшие 25 лет независимости можно разделить на три периода, в ходе которых регион познал существенные геополитические изменения, которые определили и внешнюю политику Молдовы. Во время первого периода (1994-2004) внешняя политика Молдовы, хоть и колебалась, все равно исходила из разрешительного отношения России. Отношения с Брюсселем были лишены политической субстанции, хотя и предусматривали техническую помощь в пределах Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (вступившем в силу в 1998 году), чье содержание соотносилось с соглашением Европейского Сообщества с Россией. В этот период Брюссель был отключен от Восточной Европы, все усилия и ресурсы были направлены на интеграцию стран Варшавского Договора (Вышеградские страны) в европейские структуры и, соответственно, на уменьшение последствий войн на Балканах.

Одновременно с расширением ЕС на Восток в 2004 году и со стабилизацией на Балканах, мы вступили во второй период (2004-2009). Внедрение Европейской политики соседства, относящейся ко всем странам Восточной Европы, за исключением России, в качестве инструмента для амортизации расширения ЕС на Восток, способствовало усилению отношений ЕС-Молдова. В период коммунистического правления (Партия коммунистов Республики Молдова) был положительно воспринят План действий Молдова – ЕС (февраль 2005), аналогичный другим политическим документам по проведению реформ, подписанных ЕС с другими 5 странами региона (Украиной, Беларусью, Грузией, Арменией и Азербайджаном). В этот же период Россия активно применяет торговые рычаги в целях наказания коммунистических властей за их сближение с ЕС путем ограничения поставок некачественных вин (2006), которые раньше принимались без проблем на российский рынок. Благодаря проведенным реформам в рамках Плана действий Молдова-ЕС, была упрощена торговля с ЕС (GSP, GSP plus, автономные торговые преференции) и увеличивалась европейская помощь. Первоначально, Россия отнеслась с недоверием к вступлению ЕС в ее сферу исключительного влияния, но затем согласилась с PEV и дала добро на сотрудничество с ЕС для улучшения обстановки в общем соседстве, то есть в 6 бывших советских странах, в том числе в Молдове.

Третий период (2009 – по настоящее время) охватывает реализацию Восточного партнерства и последующее начало переговоров по вопросам углубления отношений ЕС с Молдовой, после Украины, путем подписания Соглашения об ассоциации, в результате чего была подвергнута Москвой жесткой критике. Состоявшиеся в апреле 2009 года протесты в Кишиневе и последовавшие политические изменения после досрочных выборов в июле 2009 года (первые официальные европейские власти в Молдове, в Парламенте и в Правительстве) способствовали усилению диалога с ЕС. Одновременно, Россия предприняла ряд действий, при помощи которых наказала дополнительно сближение Кишинэу с ЕС (запреты на импорт фруктов, консервов, мясо, введение импортных пошлин на ряд молдавских товаров, в противовес положениям Зоны свободной торговли СНГ). Аналогичные меры были предприняты и по отношению к Украине, а Армения была подвергнута давлению, чтобы она вышла из Соглашения об ассоциации и вступила в Евразийский экономический союз (2015).

Какая внешняя политика Молдовы удовлетворит Россию?

Намерения России не состоят только в наказании правительств стран Восточного партнерства, желающих сближения с ЕС. Ее цели намного шире и они состоят в исключении элементов преобразований (демократии, прав человека, правого государства) из европейских инструментов, предназначенных для Восточной Европы. Это может означать разрушение Восточного партнерства и основательный пересмотр Европейской политики соседства. Одновременно, Россия желает, чтобы все эти страны вступили в Евразийский союз, точно так, как поступила Армения.

Согласно российскому сценарию, после того, как они вступят в Евразийский союз, бывшие советские страны установят торговые отношения с ЕС в соответствии с российскими интересами, а любые демократические реформы будут просто отменены (правовое государство, права человека).

Высшей целью России является создание общей зоны свободной торговли между ЕС и Евразийским экономическим союзом от Лиссабона до Владивостока. Вместе с тем, с одной стороны, Россия желает основательно сократить абсолютную экстернализацию европейских норм, а с другой стороны, узаконить некоторые российские нормы (стандарты ГОСТ, технические регламентации). Самым важным элементом данного сценария является возвращение к прежнему геополитическому статус-кво распределения сфер влияния, в соответствии с которым Молдова никак не может мечтать о статусе члена ЕС.

Вместо заключения

Внешняя политика Молдовы и ее сближение с ЕС очень много зависят от качества внутренней власти, так как определенные внутренние недостатки вызывают некоторую уязвимость, приемлемую для российского сценария. Как политический популизм и пророссийские партии, жаждущие прийти к власти, так и так называемые проевропейские власти являются в одинаковой мере ущербными для полного проведения реформ.

Ни в коем случае отношения с ЕС не должны быть использованы в противовес отношений с Россией. Европейская модель развития представляет собой цивилизованный выбор, который Молдова делает не для того, чтобы отомстить в отношениях с Россией, а потому, что это способствует модернизации страны и обеспечивает функциональную демократию. Чем качественнее будут проводимые реформы, тем быстрее Россия поймет, что Молдова мечтает о другой модели развития. Данный вопрос можно решить при помощи инклюзивного процесса европейской интеграции и ощутимыми результатами.

Политическая коррупция, политизация институтов, малоэффективность юстиции являются основными препятствиями, которые отдаляют Молдову от европейской перспективы, приближая ее к евразийским сценариям России…
---


Материалы из цикла „Мысли по поводу и ради Молдовы” публикуются с 18 июля. В числе их героев фигурируют:  Думитру АлайбаЮрие ЧоканАнна-Мария ЦуляИон МанолеОльга ГагаузСтелла Чобану, Юрие Лянкэ, Виктор ПарликовДору КурошуИгорь Мериакре, Валерия Шейкан, Чиприан Раецки, Андрей Нэстасе,  Геннадие ГылкэАркадие БарбэрошиеВалериу Матей, Еуджен Дога, Думитру ПостованПетру МаковейТатьяна НегрушМайя Санду, Виорел СолтанВалентин ГуцанГеорге ЕризануМарианна Ончану-ХадыркэВиорел ЧиботаруВиктор Мику, Игорь ДодонАурелиу БэтрынакАлександру ПлeшкаДионис ЧенушаКальман Мижей, Петру БодаревМариан Лупу, Юлия Ябанжи, Павел ФилипАндриан Канду, .

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.