Ознакомление государственных служащих с положениями нормативно-правовой базы антикоррупционной политики является неудовлетворительным. Это подтверждают результаты опроса общественного мнения, проведённого организацией „Transparency International-Moldova” на тему качества антикоррупционной политики в рамках центральных государственных органов.
На пресс-конференции в IPN эксперт Transparency International-Moldova Яна Спиней подчеркнула, что в среднем 60 процентов респондентов утверждают, что участвовали в тренингах на различные темы, связанные с неподкупностью. Тем не менее, значительная их часть не в полной мере знает смысл таких понятий, как „личный интерес”, ,,близкие люди” и „исчерпанный конфликт интересов”.
„Наибольшая часть респондентов неверно истолковывает понятие „личный интерес”, придавая ему отрицательный оттенок, приводя примеры злоупотреблений, отклонений от законодательства. В то время как „личный интерес” является чем-то естественным для госслужащего, потому что любой служащий, как и другие люди, заинтересован в том, чтобы иметь стабильную и оплачиваемую работу. Он может быть заинтересован в продвижении по карьерной лестнице и в обучении на курсах за рубежом, только ему необходимо позаботиться о том, чтобы эти личные интересы не противоречили служебным обязанностям”,отметила эксперт.
Эксперт Яна Спиней сообщила, что в пяти центральных государственных органах установлено 11 ситуаций необъявленного конфликта интересов. В некоторых ситуациях конфликт интересов не был разрешен руководителями, а в других случаях применённые решения не соответствуют законодательству.
Два процента респондентов считают, что они были в состоянии конфликта интересов последние два года, и каждый десятый опрошенный знает о конфликте интересов в учреждении. К ним относятся приём на работу близких людей, проверка дочерних фирм или использование государственной собственности в личных целях.
,,Я хотела бы привести в пример хорошую с нашей точки зрения практику Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты, которое указало в ответе для организации „Transparency International”, что в министерстве существуют документы внутреннего пользования, направленные на предотвращение конфликта интересов, например, Политика борьбы с мошенничеством и коррупцией, Декларация о воздержании от применения разных действий и Декларация интересов членов специализированных комиссий”, - заявила Яна Спиней.
Национальный орган по вопросам неподкупности в результате проведённых проверок установил 33 нарушения, связанных с конфликтом интересов, и шесть ограничений и несовместимостей в центральных государственных органах и подчиненных им организациях. Санкции были вынесены в виде единичных штрафов и в двух случаях – в виде лишения права занимать государственные должности сроком на три месяца.
Проект „Мониторинг антикоррупционной политики в органах центрального публичного управления” был осуществлен с целью анализа применения антикоррупционной политики и выявления возможных проблем в её осуществлении. В центре внимания были 12 центральных государственных органов и организаций с повышенным риском коррупции за отчетный период 2018-2019 годов, с периодом мониторинга - май, июнь 2020 года.