Следствие и расследования уголовных дел, проведённые после апрельских событий 2009 года, как и наказания, которым подверглись несколько сотрудников полиции, не соответствовали масштабам и тяжести злоупотреблений, совершённых в отношении мирных демонстрантов десять лет назад. В результате у пострадавших сложилось ощущение, что добиться правосудия невозможно, как и ощущение бессилия перед лицом безнаказанности. Таковы выводы доклада, представленного сегодня Amnesty International Moldova, в котором отмечается, что Республике Молдова следует создать агентство, специализирующееся на расследовании пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения со стороны представителей правоохранительных органов. В отсутствие такого учреждения нет уверенности в том, что имевшие место в прошлом пытки и жестокое обращение, в том числе связанные с 7 апреля 2009 года, когда-либо будут эффективно расследованы, а общество и далее будет жить с ощущением, что в Молдове правосудие отсутствует, считают члены организации, мнение которых цитирует IPN.
Исследование, проведённое иностранным исследователем Amnesty International по итогам посещения Молдовы в феврале этого года, показывает, что за десять лет, прошедших после апрельских событий 2009 года, были предприняты некоторые усилия для борьбы с пытками, жестоким обращением и безнаказанностью, но они лишь создают видимость наличия правосудия в Молдове, эти проблемы не исчезли. Председатель Amnesty International Moldova Вероника Михайлова-Морару рассказала, что в 2012 году в законодательство были внесены изменения в целях защиты жертв пыток, были запущены тренинги для профильных структур, призванные предотвращать такие случаи, но система не изменилась. Дело Андрея Брагуцы, который скончался полтора года назад в результате жестокого обращения с ним в период пребывания под стражей, вновь привлекло внимание общественности к этой проблеме.
В случае Андрея Брагуцы, имевшего проблемы с психическим здоровьем, пытки и жестокое обращение начались с момента задержания, продолжились после его помещения в одну камеру с другими заключёнными, ему также не была предоставлена адекватная медицинская помощь. В другом случае бизнесмену Сергею Косовану, содержавшемуся под стражей в пенитенциарном учреждении №16 (Прункул) с сентября 2017 года, врачи рекомендовали госпитализацию, однако руководство тюрьмы отказалось перевести его в больницу.
Присутствовавший на мероприятии юрист Центра юридических ресурсов Ион Гузун сообщил, что и спустя десять лет после апрельских событий 2009 года, если говорить о содержании под стражей и предоставлении медицинских услуг, жестокое обращение в пенитенциарной системе продолжается, и в этом отношении даже наблюдается регресс.
Исполнительный директор Центра „Memoria” Людмила Попович отметила, что были предприняты небольшие шаги с целью пролить свет на явление под названием „7 апреля”. Но не было принято никаких серьёзных мер для того, чтобы добиться справедливости для пострадавших и гарантировать, что такие вещи больше не повторятся.
Согласно докладу Amnesty International Moldova, в ходе апрельских протестов 2009 года полиция задержала не менее 600 человек, многие из них подверглись избиениям при аресте и в полицейских участках. Тогда Генпрокуратура зарегистрировала 108 жалоб. Amnesty напоминает о том, что в 2015 году Генеральная прокуратура опубликовала пресс-релиз, в котором подытожила результаты своих действий в связи с этими жалобами. Согласно документу, было возбуждено 71 отдельное уголовное дело, в результате которых были осуждены 29 полицейских. С тех пор все соответствующие уголовные дела были закрыты, либо завершены, а 31 декабря 2018 года все судебные слушания прекратились. Несмотря на то, что другие статистические данные, доступные представителям Amnesty International Moldova, отсутствуют, в том числе исходя из результатов последней встречи по этому вопросу с представителем прокуратуры, согласно информации, доступной широкой общественности, из всех сотрудников полиции, осуждённых в связи с апрельскими событиями 2009 года, лишь один получил приговор с отбыванием наказания – в связи со смертью протестующего, но ему удалось скрыться до заключения под стражу, в то время как все остальные получили условные сроки.