Бывшие депортированные и их родственники пришли в пятницу, 6 июля, у памятника „Поезд боли” в сквере Железнодорожного вокзала, чтобы вспомнить вторую волну депортаций 1949 года. Сегодня все государственные флаги в стране были приспущены, передает IPN.
„Нас называли врагами народа, там, где я жила. Нам не вернули имущество родителей и бабушек, имущество, добытое тяжким трудом, переданное от отца к сыну, которое в итоге было уничтожено и украдено”, - заявила председатель Ассоциации бывших депортированных и политических заключенных Валентина Стурза. По ее словам, депортированные прошли через коммунистический геноцид, пройдя через голод и унижения, пятно, которое невозможно было смыть на протяжении многих лет. „Есть такая поговорка: виноградная лоза везде взрастет. Так и мы, депортированные, научились выживать. Среди нас есть учителя, людей с высокими наградами, депутаты, академики. И наш народ уважает нас за нашу работу”, - сказала Валентина Стурза.
Генеральный директор Государственной архивной службы Ион Варта заявил, что в этот день мы чтим невинных жертв преступной политики, которую вел оккупационный советский режим на румынской территории к востоку от Прута. По его словам, депортации были признаны преступлением не только историками, но и юристами – преступлением против человечности. „Мы, историки и другие специалисты, говорим о трех больших волнах депортаций, в июне 1941 года, июле 1949 года и в апреле 1951 года. Но между этими тремя большими волнами были и небольшие волны, которые касались 350, 400, 600, 900 человек”, - сказал Ион Варта.
Председатель общественной ассоциации „Историческое общество им. Штефана Великого и Святого” из Чимишлии Анастасия Балмуш отметила, что депортированные бессарабцы пережили очень многое, они были лишены своих домов, имен и свободы. Женщина говорит, что ее дедушка в возрасте 73 лет, будучи прикованным к постели, был взят четырьмя солдатами и брошен в машину. „Был унижен на глазах у всей деревни. Из 23 членов семьи деда, 18 были увезены в Сибирь. Мы не мстим, но и не забываем то, что было. Был геноцид против народа”, - сказала Анастасия Балмуш.
Елена Гыдилика-Владей из села Кирилень района Унгень сказала, что ее мать была жертвой сталинских репрессий. Будучи сиротой, была погружена в вагон, когда ей было 11 лет и доставлена в Курганскую область. Женщина добавила, что все депортированные прошли через ужасные моменты, хотя были лучшими представителями этого народа.
По данным Ассоциации бывших депортированных и политических заключенных, число депортированных лиц превысило 94,7 тыс. человек. В живых в Республике Молдова остались 7680 бывших депортированных, на 450 меньше, чем в прошлом году. Известны три волны массовых депортаций: в июне 1941, июле1949 года и в апреле 1951 года.