Зависимость от денежных переводов и доля неформальной деятельности обостряют экономические проблемы

Нанесенный пандемией удар по экономике Республики Молдова обусловлен структурными характеристиками - прежде всего сильной зависимостью от денежных переводов из-за границы и очень высокой долей неформальной деятельности. „Само по себе государство является слабым в финансовом отношении, и эта слабость связана с очень низким уровнем развития и соблюдения налогово-бюджетной политики”, - отметил министр труда и социальной защиты Марчел Спатарь на мероприятии, посвященном презентации исследования „Феномен экономики и неформальной занятости в контексте пандемии COVID-19”, - передает IPN.

Исследование было проведено Неправительственной организацией „Expert-Grup” по заказу Программы развития ООН в Молдове.

Марчел Спатарь подчеркнул, что в Республике Молдова возрастает значимость промышленной деятельности, зависящей от международных стоимостных цепочек. Многие из них официально нанимают сотрудников и платят все налоги и сборы, но большая часть деятельности по-прежнему имеет относительно низкую добавленную стоимость, и Республика Молдова должна стремиться к повышению производительности отраслей, интегрированных в международные производственно-стоимостные цепочки.

Существует асимметрия в распределении экономической стоимости в пользу капитала и в ущерб труду. „Доля заработной платы в ВВП или созданной компаниями добавленной стоимости в Республике Молдова намного ниже, чем в других странах. В Молдове это (ниже, примеч. ред.) минимум на 10 процентных пунктов, чем в странах ЕС”, - уточнил министр. Законодательная база в области трудовых отношений и определенное ослабление потенциала профсоюзов не позволяют сотрудникам вести переговоры о повышении заработной платы. „Мы находимся в ситуации хронического кризиса наемного труда. Само понятие наемного труда не пользуется популярностью в общественном дискурсе, к нему не так часто обращаются, как следовало бы. Например, в публичном пространстве почти отсутствует дискуссия о минимальной заработной плате в экономике”, - сказал Марчел Спатарь.

Пандемия ограничила возможности государства по вмешательству в последние три года. Гарантированная минимальная заработная плата в реальном секторе выросла очень незначительно, потому что государство не смогло помочь экономике, и это ограничение повышения рассматривается как косвенная компенсация, в отличие от других государств, которые смогли помочь экономике напрямую. Например, в части субсидирования технической безработицы Правительство Республики Молдова занимало более сдержанную позицию, ограничившись возмещением некоторых налогов, если они выплачивались. В прошлом году поддержка экономики была очень скромной, что привело к потере множества рабочих мест. В прошлом году более 45000 человек потеряли работу или были серьезно затронуты сокращением рабочего времени в апреле-мае, когда были введены более жесткие ограничения. В той ситуации правительство не оказало поддержки экономике в той степени, в которой поддерживали ее другие правительства. Но проблема была не в политической воле, а в отсутствии механизмов, инструментов.

„Деньги нашлись бы в бюджете для оказания помощи экономике. Проблема была в том, каким образом выделить эти деньги, как помочь предприятиям через субсидирование технической безработицы”, - отметил государственный деятель. Сейчас такие механизмы созданы Министерством труда и социальной защиты. Есть механизм субсидирования рабочих мест. „К концу этой недели будут доступны формуляры заявлений для работодателей”, - сообщил Марчел Спатарь.


Проблема неформальной работы отрицательно влияет на бюджетный баланс и систему социального обеспечения Республики Молдова. Система социального обеспечения каждый год испытывает дефицит. Со стороны общества существует очень большой спрос в отношении повышения пенсий, увеличения размеров пособий, например, по уходу за ребенком. „Мы должны удостовериться, что располагаем ресурсами для обеспечения необходимого повышения для населения”, - отметил Марчел Спатарь.

Министр подчеркнул, что необходимы краткосрочные компенсационные меры в отношении компаний, которые не могут быть конкурентоспособными, если, например, значительно увеличиваются затраты на рабочую силу. „Но, как макроэкономическая идея, нормально позволить со временем исчезать неконкурентоспособным компаниям, чтобы они не заставляли сотрудников оставаться на низкооплачиваемой или неформальной работе”, - считает Марчел Спатарь.

Согласно представленным на мероприятии данным, сейчас экономика Республики Молдова почти на 25% является неформальной или теневой.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.