Предписания и резолюции международных структур сходятся на необходимости защиты свободы собраний в Интернете. Онлайн-собрания считаются аналогичными офлайн-собраниям с точки зрения распространяющихся на них прав и должны пользоваться, по меньшей мере, той же степенью защиты. Законодательство Республики Молдова не препятствует проведению онлайн-собраний, но и не обеспечивает достаточной защиты организаторам и участникам подобных собраний. Государственные учреждения должны адаптировать свои инструменты и нормативные акты таким образом, чтобы обеспечить выгоды для всех желающих проводить онлайн-собрания, независимо от места их пребывания.
Такие выводы представлены в исследовании, подготовленном экспертами Ассоциации Promo-LEX.
На пресс-конференции в IPN один из авторов исследования Флорин Гыскэ рассказал, что к участию в онлайн-собраниях более склонно молодое поколение, которое более приспособлено ко всем цифровым инструментам общения. В последующие годы ожидается и увеличение числа организаторов, отдающих предпочтение онлайн-собраниям, благодаря их преимуществам. С учётом того, что перед нами – совершенно новая среда для реализации права на свободу собраний, возникают вопросы о том, обеспечивает ли законодательство достаточную защиту для осуществления этого права.
Александру Постика, также являющийся автором упомянутого исследования, уточнил, что законодательство Республики Молдова не препятствует проведению онлайн-собраний, но и не обеспечивает достаточной защиты участникам подобных собраний. Принимая во внимание тот факт, что предписания и резолюции международных структур сходятся на необходимости защиты свободы собраний в Интернете, эксперты Promo-LEX рекомендуют государственным учреждениям адаптировать свои инструменты и нормативные акты таким образом, чтобы обеспечить выгоды для всех желающих проводить онлайн-собрания.
Авторы исследования также отмечают, что, когда речь идёт об онлайн-среде, нам следует руководствоваться положением, определяющим место проведения собрания. Но похоже, что это положение устарело; законодатели постановили, что собрания могут проводиться в любом месте, открытом для общественности, вне зданий или других помещений, закрытых для свободного доступа. Новая интерпретация положений статьи 21 Международной конвенции о гражданских и политических правах гласит, что государство должно защищать собрания, где бы они ни проводились: за пределами зданий, внутри зданий, в Интернете, в общественных местах или на частных территориях, а также при различных сочетаниях этих вариантов. Таким образом, любой организатор вправе претендовать на защиту собрания, запланированного им в любом из указанных форматов.