За 24 года независимости мы доказали, что не можем самоуправляться. Цикл IPN

В какой точке своего экономического, социального и политического развития находится Республика Молдова к своему 24-летию независимости? Процесс развития является естественным, запаздывает, или опережает события? Какие уроки выучены, а какие предстоит выучить? И какова ближайшая и отдаленная перспектива молдавского общества, в особенности в области европейской интеграции? На эти вопросы попыталось ответить Информационное агентство IPN в рамках цикла материалов на тему: „Молдова в 24 года: Кто мы такие? Куда мы идем?”, обратившись за мнениями к нескольким экспертам в различных областях.
---

Политический комментатор, исполнительный директор Helsinki Citizens' Assembly Алексей Тулбуре сказал, что независимость в восприятии большинства это то, что приносит освобождение, развитие, прогресс, благосостояние, но не всегда так бывает. „Молдова, воодушевлённая и оптимистичная в начале 90-х, когда провозгласила независимость, спустя 24 года после этого события является самой бедной и бесперспективной европейской страной. Несмотря на многочисленные заявления, сотни подписанных соглашений, включая Соглашение об ассоциации с ЕС, мы находимся в катастрофическом состоянии, потому что наша политическая элита коррумпирована”, - отмечает политический комментатор.

По его словам, в течение 24 лет мы не смогли создать независимые учреждения, которые выполняли бы свою миссию. У нас слабое гражданское общество, пресса под контролем, государство захвачено и это признает весь мир. „Я не думаю, что проблема в независимости, потому что для других независимость означает новые перспективы и возможности, я имею в виду Страны Балтии. Проблема в нас, в нашем менталитете, в неспособности выбирать ответственные политические элиты, создавать учреждения гражданского общества, которые могли бы контролировать и ограничивать действия властей, в нашей неспособности участвовать в управлении страной посредством инициатив, контроля, взаимодействия с властью, а не только пассивным участием в выборах. За 24 года мы доказали, что не можем самоуправляться”, - говорит Алексей Тулбуре.

Политический класс Молдовы делится на прозападный и пророссийский, и общество делится по этому же принципу. Показателем нашей неспособности самоуправления это та тенденция молдаван, будь то президента, депутата или простого человека, искать решение проблем за пределами страны. Мы ищем решения в Брюсселе, в Бухаресте, в Москве или в Вашингтоне. Это менталитет, унаследованный из прошлого, отмечает политический комментатор.

„И европейская интеграция, которая мы думали, что изменит ситуацию, была неправильно воспринята нами. В первую очередь политическими элитами, которые говорили, что мы должны поддерживать европейский путь, потому что когда-нибудь, возможно, в будущем, интеграция приведет к результатам, исключая из этого процесса реформы. С 2009 года, когда европейская интеграция стала официальным приоритетом, новых реформ мы не видели. Политические элиты искали те модели управления, которые сократили бы наше участие и увеличили бы роль внешнего фактора”, - говорит Алексей Тулбуре.

Республика Молдова не имела элиту, которая боролась бы за независимость, считает комментатор. „Я помню выступления тогдашних политиков, которые говорили накануне путча в Москве, что объективные и субъективные предпосылки для полной независимости не созрели в Молдове, и мы должны бороться за расширение автономии в рамках СССР. Но уже через неделю мы заявили свою независимость под давлением обстоятельств. У нас не было политического класса, готового для новых возможностей государства. Кто-то решал вместо нас. Мы стали независимыми, а репутацию процветающего, богатого, спокойного края мы потеряли, и стали экономической и социальной катастрофой”. Если после 19 лет членства в Совете Европы страна является „захваченным государством” (заявление секретаря Совета Европы), то это означает, что мы не продвинулись, не усвоили ни единого урока.

„На 24-летие независимости мы должны спросить себя в состоянии ли мы самоуправляться, сформировать государство, ответственный политический класс, который имеет инструменты для прогресса. Мы должны понять, что никто вместо нас не будет делать изменения, в противном случае продолжим это состояние бедствия или потеряем независимость. Мы должны найти новых политиков, взрастить их, поддержать, и тогда внешняя помощь будет эффективной. Люди сейчас не против европейской интеграции, против высокого уровня жизни, они против тех, кто ворует”, - говорит Алексей Тулбуре. Комментатор знает людей, которые сформировались на Западе, людей из Молдовы, которые имеют определенные политические амбиции, людей с европейским, евроатлантическим менталитетом, неподкупных людей. По его мнению, эти люди могут остановить коррупцию, их надо поддерживать, чтобы они пришли в политику.

Марьяна Галбен, IPN

 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.