В какой точке своего экономического, социального и политического развития находится Республика Молдова к своему 24-летию независимости? Процесс развития является естественным, запаздывает, или опережает события? Какие уроки выучены, а какие предстоит выучить? И какова ближайшая и отдаленная перспектива молдавского общества, в особенности в области европейской интеграции? На эти вопросы попыталось ответить Информационное агентство IPN в рамках цикла материалов на тему: „Молдова в 24 года: Кто мы такие? Куда мы идем?”, обратившись за мнениями к нескольким экспертам в различных областях.
---
Директор Центра политического анализа и консалтинга „Politicon”, политический аналитик Анатол Цэрану говорит, что Республика Молдова продолжает оставаться государством в фазе становления. Государство представляет собой определенный строй. Республика Молдова до сих пор не завершила процесс создания собственного строя. Это государство, которое не контролирует собственные границы, и на фоне сепаратистского конфликта на Днестре Молдова не может охарактеризоваться как государство, которое сформировалось в полной мере. В остальном Республика Молдова является типичным государством в самом разгаре переходного периода от империи к другому строю, который не ясно пока, как будет создано – как независимое государство, либо вариант объединения с Румынией обретет очертания и произойдет национальное воссоединение в рамках границ румынского государства.
Анатол Цэрану отмечает, что каждое государство имеет специфическую траекторию, и она связана с историей пространства, в котором оно создается. „С этой точки зрения, процесс, который сопровождает формирование, и создание государства Республика Молдова является очень специфическим для нас. Есть и общие элементы для советского пространства, которое распалось на пост-советские государства, которых не могу назвать национальными государствами в полном смысле этого слова”, - говорит аналитик.
Граждане Республики Молдова извлекли слишком мало уроков, и этим объясняется состояние упадка, в котором находится государство и общество. Анатол Цэрану говорит, что мы не решили проблему с идентичностью, и это делает нас не гражданами, а простым населением государства, признанного на национальном уровне, но которое внутренне не состоялось. Мы должны извлечь урок, чтобы стать нацией. Население Республики Молдова не сложилось в нацию, которая является основой государства, мы конгломерат этнических групп, а молдаване, которые составляют абсолютное большинство, не научились быть элитой нации. Молдаване колеблются между желанием быть отдельной общностью и между тем, что называется „румынским” идеалом. И это создало множество проблем, в том числе неспособность молдаван быть лидерами в собственной стране, быть способными вести за собой национальные меньшинства.
Анатол Цэрану отмечает, что с исторической точки зрения, мы очень молоды как государство, но попытки некоторых исходить из средневекового молдавского государства лишены логики, потому что, на самом деле, территория, на которой было сосредоточено средневековое молдавское государство находилось за Прутом, а Бессарабия и приднестровский регион находились на периферии. Слишком мало времени было для того, чтобы молдаване состоялись как нация, тем более, что нет тех внутренних связей, которые сделали бы нас нацией. Это „цемент” национальной культуры, единственный элемент, который может объединить и удержать вместе нацию. Когда начинаешь думать, что значит молдавская культура, понимаешь, что она или полностью румынская, или не представляет ценности, чтобы считаться национальной культурой.
Аналитик считает, что Республика Молдова находится на распутье развития и не ясно, по какому пути пойдет дальше. Есть определенный шанс, минимальный, что будет создана молдавская гражданская нация из молдавских румын и национальных меньшинств, но только при условии, что основой этой страны будет румынская культура. Тогда на самом деле будут существовать два румынских государства, одна этническая румынская нация на обоих берегах Прута, но как гражданская нация будет румынская и молдавская. Если это было бы, то государство Республика Молдова имело бы шансы на существование. Другой путь развития - это объединение двух берегов Прута и вступление Республики Молдова в состав Румынии, поскольку Румыния является продолжением исторического средневекового молдавского государства. Речь не шла бы об исчезновении государства Республика Молдова, а о переходе государства в высшую историческую фазу, утверждает директор Центра Politicon.
Что касается перспективы европейской интеграции Республики Молдова, Анатол Цэрану говорит, что в последние 5 лет, безусловно, мы приблизились к европейской интеграции, и сегодня, при всех существующих проблемах, мы ближе к ЕС, чем 6 лет назад.
Марьяна Галбен, IPN