Юрие Лянкэ: Республика Молдова знает, куда она идет и что ей следует делать

Республика Молдова отмечает 22-ую годовщину своей  независимости. На протяжении  августа Агентство IPN  обнародовало серию материалов, в которых попыталось проанализировать успехи и неудачи в развитии страны. Представители власти, эксперты, бывшие и действующие политики высказали свои мнения по поводу тех шагов, которые предпринимала Молдова с 27 августа 1991 года и по сей день. Сегодняшнее интервью с премьер-министром Республики Молдовае Лянкэ завершает этот цикл.

Материал №18 из цикла IPN "Молдова-22. Шаги вперед и шаги назад ",
приуроченный ко Дню независимости

  - С какими, по вашему мнению,  достижениями в политическом, экономическом и социальном плане пришла Республика Молдова к 22-й годовщине своей независимости?


  - Траектория Республики Молдова с исторического момента провозглашения  независимости  познала как позитивные обороты (скажем,  продвижение законов и реформ, направленных на создание жизнеспособных институтов государства), так и негативные витки.  После возвращения к власти Партии коммунистов в 2001 году государство было целиком подчинено воле одного человека – партийного лидера, а его структуры были парализованы.

К 22-ой годовщине своей независимости Молдова находится на пороге подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которое предполагает и создание зоны свободной торговли; иными словами, мы политически присоединимся и экономически интегрируемся в рынок потенциалом  свыше  500 миллионов человек. Но многое еще предстоит сделать для того, чтобы Молдова и политически вросла в этот блок.

  - Сегодня, в 22-летие своей независимости,  Молдова имеет четкое представление насчет того, куда она стремится и как именно намерена она достичь своей цели?

  -Республика Молдова знает, куда она идет и что ей следует делать: добиться полноправного членства Евросоюза посредством продвижения реформ на внутреннем уровне, приобщения к европейским ценностям и моделям функционирования учреждений с тем, чтобы ее  граждане верили в европейское будущее Молдовы.

  - Как развивались способности Республики Молдова достигать поставленных целей модернизации – на уровне политического класса и общества в целом?

  - Вспомним первые годы независимости: политический класс состоял в основном из людей искренних, с добрыми, даже благородными, намерениями, но лишенных необходимого опыта управления независимым государством, субъектом международного права. Только к концу 90-х годов европейская интеграция была сформулирована как приоритетное  внешнеполитическое направление нашей страны,  и с радостью могу констатировать, что, хотя я был одним из первых дипломатов, которые во весь голос заговорили о европейской ориентации, сейчас налицо консенсус на уровне как политического класса, так и населения, насчет того, что это именно тот путь, по которому нам надо следовать.

Как я уже говорил, последовал мрачный 8-летний период нахождения у власти Партия коммунистов, период, которому характерны были резкие крены – от присоединения к Союзу Россия-Беларусь и политики  всех азимутов до провозглашения европейской интеграции стратегическим приоритетом, но без малейшего намека претворения этого заявленного курса в жизнь. Напротив, власть подмяла под себя различные институты, монополизировала и контролировала целые области национальной экономики,  использовала такие структуры, как прокуратура, центр по борьбе с коррупцией, министерство внутренних дел в качестве политической дубинки, механизма для устрашения оппозиции, нелояльных партий, неудобных журналистов.

2009 год принес в молдавскую политическую жизнь явные перемены.  Глубокий отпечаток оставили трагические события, которые развернулись  после выборов и вошли в историю как „7 апреля”.  Вот почему партии, находящиеся сейчас у власти,  имеют моральный долг перед молодежью, которая пережила побои и пытки в комиссариатах полиции – реформировать силовые ведомства, правоохранительные органы для того, чтобы люди чувствовали себя в безопасности, а не подвергались угрозам у себя дома. 

Сегодняшние возможности значительно отличаются от тех, что были даже несколько лет назад:  гражданское общество, давление социума оказывают воздействие на акт правления, пусть пока и спорадически; а это значит, что прорыв произошел и что мы в состоянии наладить цивилизованное взаимодействие между властью и гражданами.

  - Каковы, по вашему мнению,  на данном этапе главные козыри и главные угрозы для Республики Молдова на ее евроинтеграционном пути?

  - Начну с угроз, потому что очень важно их осознать и принять меры.

К сожалению, нельзя говорить о необратимом характере реформ, так как мы еще не прошли этап, когда реформы настолько глубоко укоренились, что влекут за собой перемены на уровне общества, на уровне менталитета, делая его невосприимчивым к политическим колебаниям.

Несмотря на то, что в судебной системе у нас много профессионалов и честных судей, отправление правосудия по-прежнему остается самым слабым звеном в построении демократического государства.  В последние годы мы стали свидетелями громких решений, позволивших незаконным образом взять под контроль определенные учреждения, решений, которые в случае применения могли опустошить казну государства и поставить под угрозу национальную безопасность. Не зря Министерство юстиции и Генеральная прокуратура с помощью европейских экспертов создали рабочую группу, которая в скором времени представит концепцию  реформирования прокуратуры, а Европейская комиссия предоставляет существенную помощь в этой сфере.

Рецепты трансформации этих структур можно найти в странах Балтии, в Болгарии или Румынии, где, пусть положение дел и не идеальное, налицо много достижений. Реформа нашей полиции в разгаре. Это преобразование по всем направлениям:  одни новые элементы уже функционируют, другие ждут своего применения – альтернативы нет, нужно продолжать перемены, начатые осенью 2009 года!

А козыри состоят в том, что люди у нас подготовленные, обладают должным опытом и навыками, готовы посвятить себя этим процессам реформирования. Кроме того, мы пользуемся доверием и поддержкой со стороны важнейших европейских и международных структур.

  - Какие меры будут предприняты в приоритетном порядке до саммита в Вильнюсе с тем, чтобы обеспечить там положительный результат для Молдовы? А после саммита какие действия последуют для того, чтобы страна могла рассчитывать на максимально быстрое подписание Соглашения об ассоциации и имплементацию его положений?

  - Прежде всего, речь идет о парафировании Соглашения об ассоциации на саммите Восточного партнерства 29 ноября. До Вильнюса предстоит выполнить  ряд обязательств, призванных убедить Евросоюз в том, что Республика Молдова отвечает всем условиям для начала обсуждения со странами ЕС либерализации визового режима.

Саммит – событие знаменательное,  но для того, чтобы подписать Соглашение об ассоциации как можно быстрее, гораздо более важно, что мы будем делать после Вильнюса, насколько ускоренными будут темпы реформ.

  - Назовите, пожалуйста, направления, которых  ждет наиболее интенсивное развитие в Молдове.  Какие из них, по вашему мнению, следует развивать в приоритетном порядке сегодня?

  - Экономическая политика, которую мы закладываем в основу долгосрочного развития, опирается не на продвижение „приоритетных областей”, а на устранение критических ограничений, сдерживающих рост во всех отраслях экономики.  Смею вас заверить, молдаване – люди  талантливые и разносторонне способные, с хозяйской жилкой, а молдавская экономика, получив возможность свободно дышать, открывает такой потенциал в плане конкурентоспособности, о котором никто и не подозревал. Кто мог предположить в 2009 году,  что Молдова произведет мощный скачок в развитии отрасли электрических и электронных комплектующих для автомобилей? Сегодня у нас уже есть такая промышленность, которая привлекает новых инвесторов, развивает технологические навыки сотрудников, а со временем, уверен, приведет к появлению стопроцентно местной смежной промышленности.

Информационные и коммуникационные технологии – другой многообещающий сектор, который развивался практически самостоятельно, без поддержки со стороны государства, и обеспечил существенную долю в ВВП, практически равную доле сельского хозяйства.  Уверен, что потенциал этого сектора далеко не исчерпан и его главное слово еще впереди.  Сельское хозяйство, бесспорно, другой крайне важный  сектор для молдавской экономики, так как  обеспечивает сырьевую базу для нескольких  других конкурентоспособных отраслей и предоставляет возможности трудоустройства сельского населения. Призывы фермеров оказать содействие этому сектору находят понимание с нашей стороны, но, думаю,   все мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что нельзя субсидировать одну отрасль за счет  других. Развитие сельского хозяйства мы видим, скорее, в продвижении технологических компетенций и послеуборочной инфраструктуры, в решении проблем сбыта, а не в масштабном субсидировании на уровне развитых стран.  Следует признать, что в ближайшей перспективе у нас не предвидится резервов для щедрых субсидий.  Именно поэтому, исходя из Национальной стратегии развития „Молдова-2020”, в  сфере экономики намечено 7 приоритетных направлений: дороги, обучение рабочей силы, доступ к финансам, безопасность поставки и эффективность потребления энергии, жизнеспособная и справедливая с социальной точки зрения пенсионная система, ясные и простые правила игры для бизнеса и система правосудия, которой граждане доверяют. Вот наши приоритетные „сектора”.

Уже начата реформа сектора профессионального образования, судебной системы, в настоящее время мы работаем над дорожной картой, которая устранит самые тяжелые нормативные ограничения на предпринимательскую деятельность. Мы во многом рассчитываем на электронные государственные услуги, такие, как электронная справка о судимости/несудимости, электронная апостиль, оцифровка всех документов отдела ЗАГС, переход на электронный реестр проверок, упрощение правил бизнеса с тем, чтобы различные разрешения, лицензии и документы можно было оплатить и получить в  режиме онлайн, без помощи посредников или контакта с чиновниками.

Таким образом, мы избавимся от удушающей бюрократии и позволим предпринимателям заниматься своим бизнесом  без симптоматического уже давления со стороны государства.

- У вас за плечами внушительный опыт дипломатической работы. Позвольте спросить, как расцениваете вы изменение восприятия Республики Молдова в глазах международной общественности за эти 22 года  независимости?

  - Появление независимого государства Республика Молдова после распада СССР было воспринято с энтузиазмом. На нашу долю выпали оптимистические прогнозы и поощрительные оценки, но и критические ноты, когда мы отклонились от  европейского духа.  Эти 22 года независимости  показали, что когда знаешь, чего хочешь, когда есть воля, когда признаешь, что у тебя есть проблемы, и обращаешься за помощью –  поддержка не заставит себя ждать. Реалии последних лет лучшее тому подтверждение.


  - Каковы, по вашему мнению, отличительные черты этих 22 лет независимости по сравнению с предыдущими годами?

  - Вчера, в День Независимости, официально был дан старт строительству  газопровода Унгень-Яссы, в церемонии участвовали премьер-министр Румынии Виктор Понта и комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер. Таким образом, был сделан важный шаг  в обеспечении энергетической безопасности страны.  Тем не менее, смею утверждать, что событием этого года станет парафирование Соглашения об ассоциации с Евросоюзом и принятие решения о начале переговоров по либерализации визового режима на вильнюсском саммите Восточного партнерства Евросоюза.

Марианна Галбен, IPN
август, 2013г.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.