Бывший премьер-министр Юрие Лянкэ, возглавляющий правительство в момент, когда было принято решение о предоставлении государственных гарантий для того, чтобы Национальный банк покрыл финансовую дыру в трех девальвированных банках - Banca de Economii, Banca Socială и Unibank, сказал, что принял это решение, потому что другого не было. Политик ссылается и на доклад, подготовленный совместно с экспертами Международного валютного фонда, который также указывал на то, что другого решения, кроме предоставления гарантий, не было бы. Заявления были сделаны в ходе передачи „Cabinetul din umbră” на телеканале Jurnal TV, передает IPN.
По его словам, идея предоставления государственных гарантий для покрытия дыры, образовавшейся в трех обанкротившихся банках, пришла от Национального банка, а также от МВФ в этом отчете.
Юрие Лянкэ говорит, что документ был принят путем взятия правительством ответственности, но не прошел через парламент, потому что летом 2014 года были дискуссии о том, что в законодательном органе была предпринята попытка подкупа депутатов, которые не проголосовали за Соглашение об ассоциации и о свободной торговле, потому что был известен интерес России к тому, чтобы не позволить Молдове продвигаться по европейскому пути. „Мы небыли в вакууме, мы не были в космосе на планете Молдова, где не было бы других стран, заинтересованных в том, чтобы сорвать нас с этого курса. Во всем, что произошло в банковской системе, была сильная связь с Российской Федерацией и с банковскими махинациями. Причина, по которой я решил взять на себя ответственность, заключалась в том, что я не видел другого решения”, - заявил бывший премьер.
По его словам, если бы эти проекты шли по классической формуле утверждения в парламенте и не проходили по предоставлению государственных гарантий, то они не могли бы быть предложены и могли бы подорвать всю банковскую систему.
Отвечая на вопрос, почему он, в качестве премьер-министра обсуждал с Владимиром Плахотнюком ситуацию в банковской системе, Юрие Лянкэ отметил, что тогда Плахотнюк был фактическим лидером Демократической партии, поэтому не мог принимать важные решения в государстве, не консультируясь с лидерами политических партий, помимо переговоров с государственными учреждениями. „В тот момент, когда я занимался газопроводом, с тех пор не было построено ни одного сантиметра, зоны свободной торговли, социальных проектов, после меня происходило то, что происходило”, - заявил бывший премьер.
Юрие Лянкэ сказал, что его отношения с Иланом Шором были институциональными. „Я общался с ним, это не значит, что я занимался с ним бизнесом, это не значит, что я взял у него деньги. В 2015 году, когда я покинул ЛДПМ, были проверки, были ли сделаны мне подарки, если я дал ему дипломатический паспорт, проверили и ничего не нашли, но небылицы на эту тему продолжаются”,- заявил Юрие Лянкэ.
Юрие Лянкэ возглавлял главе правительство в момент, когда оно одобрило одно из двух государственных гарантий, предоставленных Национальному банку для покрытия финансовой дыры в трех банках, вовлечённых в банковском мошенничестве. Вторая государственная гарантия была предоставлена во время премьера Кирилла Габурича.