Суть мошенничества под названием „кража миллиарда” заключалась в извлечении 14 млрд. леев из Национального банка под предлогом покрытия средств, которые исчезли из коммерческих банков. Это было сделано путем предоставления государственных гарантий правительством. В то же время, первый транш гарантий, самый большой, в сумме 9,5 млрд. леев, достиг не физических лиц, у которых были депозиты в трех обанкротившихся коммерческих банках, а в другие банки и финансовые учреждения. Объяснения принадлежат эксперту Transparency International Moldova Вячеславу Негруца, бывшему министру финансов, и были сделаны в ходе передачи „Cutia neagră” на телеканале TV8, передает IPN.
По его словам, объем денег, которыми владели вкладчики в банках, был намного меньше сумм, по которым правительство взяло на себя ответственность. „Физические лица не имели отношения к этим 9,5 млрд. леев, предоставленным правительством в виде государственной гарантии. Деньги пошли в другие направления, такие как банки, финансовые учреждения или другие вещи, которые произошли”,- добавил эксперт.
В то же время Вячеслав Негруца отметил, что до решения правительства выделить 9,5 млрд. с целью спасения банков, на самом деле, Banca de Economii (BEM) была полна ликвидности, а после этого решения деньги из BEM мигрировали в Banca Socială (BS). „Впоследствии деньги от BS пошли дальше в экзотическую компанию. Вот как было. Фактически, деньги были взяты из Национального банка, чтобы помочь некоторым банкам, у которых не было проблем. У BEM не было проблемы с ликвидностью. Ликвидность из BEM после этого решения мигрировала в BS. Эту тему нужно расследовать и исследовать, и в этом смысле компания Kroll предоставляет достаточно информации на основе выборочных данных, тщательно отобранных Национальным банком”, - заявил Вячеслав Негруца.
По его словам, выводы компании Kroll заключаются в том, что одна конкретная группа лиц взяла под контроль по очереди три банка, после чего в BEM помещаются определенные средства, а после решения правительства предоставить государственные гарантии эти деньги исчезают из Banca de Economii.
Вячеслав Негруца считает очень важным доклад парламентской следственной комиссии по банковскому мошенничеству, и прокуроры должны провести расследование на основе этого документа. „Этот документ имеет решающее значение, и это шанс для прокуроров навести порядок” - сказал эксперт.
Также Вячеслав Негруца отметил, что деньги, которые были извлечены из Республики Молдова на определенном этапе, постепенно возвращаются частично в страну.
Депутат фракции ПДС, Блок ACUM, член парламентской следственной комиссии Думитру Алайба считает, что прокуроры должны дойти до той стадии, когда было решено, куда конкретно пойдут деньги из гарантий правительства и кто принял это решение. Депутат признал, что с момента представления отчета парламентской комиссии по расследованию банковского мошенничества было сделано не так много, и прокуратура не ответила, как ожидалось, на рекомендации, которые были сделаны в отчете. В то же время, Думитру Алайба говорит, что Блок ACUM не откажется от этой темы и будет оказывать давление на прокуроров, чтобы расследование банковского мошенничества двигалось вперед.
13 ноября 2019 года исполнилось 5 лет с момента передачи первого транша государственных гарантий в размере 9,5 млрд. леев, предоставленного тогда правительством Юрия Лянкэ, после чего последовал другой транш, на сумму более 4 млрд. леев, предоставленный правительством Кирилла Габурича. Официально эти деньги должны были покрыть дыру, возникшую из-за девальвации банковской системы страны, на сумму более 13 млрд. леев, что тогда было эквивалентно 1 млрд. долларов США. О банковском мошенничестве впервые заговорили сразу после парламентских выборов 2014 года. Впоследствии Национальный Банк заключил контракт с международной компанией Kroll для расследования данного мошенничества. Компания подготовила два отчета по делу. В течение пяти лет правоохранительные органы Республики Молдова не продвинулись в расследовании мошенничества.