ВСМ считает, что изменения в Закон о статусе судьи серьезно затронут принцип независимости судей
Принятие предложений по внесению поправок в Закон о статусе судьи и в другие законодательные акты с целью изменения порядка инициирования уголовного преследования судей, серьезно затронет принцип независимости судей, считает председатель Высшего совета магистратуры (ВСМ) Николае Клима, цитируемый Info-Prim Neo.
В этой связи Клима ссылается на европейского эксперта, согласно которому, в обществах, где уважение к судьям и их независимости пока глубоко не укоренились , было бы желательно защищать судей, в том числе способами, изложенными в нынешней редакции ст.19 Закона. Клима отметил, что такие меры защиты действуют и в большинстве восточно-европейских стран.
Юридическая комиссия по назначениям и депутатской неприкосновенности Парламента уже рассматривает законопроект, который предусматривает, что больше не будет требоваться согласия Высшего совета магистратуры, и в зависимости от обстоятельств, президента страны или Парламента, на то, чтобы генеральный прокурор мог начать уголовное преследование судьи.
Депутаты Олег Серебрян и Игорь Клипий заявили, что проект станет настоящей бомбой с точки зрения последствий, к которым может привести. .„Мы прекрасно знаем, по чьему указанию действует генеральный прокурор. В отношении судей, которые не будут выполнять указания, полученные по телефону, можно всегда найти предлог и возбудить против них дело”, подчеркнул Олег Серебрян, уточнив, что Совет Европы уже давно имеет претензии к месту, занимаемому прокуратурой в системе юстиции РМ.
Согласно нынешней редакции Закона, уголовное преследование судьи может быть начато только Генеральным прокурором, с согласия ВСМ и президента РМ, а в зависимости от обстоятельств Парламента в рамках Уголовно-процессуального кодекса.
Министерство юстиции, являющееся автором проекта объясняет его необходимость, в том числе и тем, что будет исключено неправильное толкование законодательства в области неприкосновенности судей, согласно которой судья пользовался бы особым статусом, что часто делает практически невозможным проведение оперативного расследования и уголовного преследования, даже в случае серьезных правонарушений.