Председатель парламента Андриан Канду сожалеет о том, что власти страны вступили в политическую конфронтацию, „в том числе и в Европе”. В этом глава законодательного собрания признался 12 июля 2018 года, в эфире специального выпуска передачи „Moldova în direct” на телеканале Moldova 1. Сожаление как бы выражает намерение и надежду на то, что, несмотря на некоторые недоразумения, Молдова продолжит своё движение европейским курсом. Как будто у молдавских властей были иные варианты. В этом смысле жест главы законодательного собрания напоминает нам библейскую притчу о блудном сыне, который, после того, как его увлекло сладострастие приключений, решил возвратиться на путь истинный и покаяться.
Однако, не следует спешить с выводами. Воскрешение в памяти этой притчи не означает, что узловой её сценарий действительно повторится. Дело в том, что раскаяние должно быть искренним и основанным на истине. Потому что мы знаем, что только истина может сделать нас свободными. Прежде всего, мы должны понять, что имеет в виду глава законодательной власти, когда говорит о недоразумениях? Он мог бы начать с прояснения самых простых вещей. Например, правда ли, что европейские представители оказывали на него давление, чтобы он вмешался в отправление правосудия в связи с непризнанием результатов выборов примара Кишинёва? Быть может, он готов признать, что неправильно понял сигналы европейских представителей? Этот вопрос принципиален, в противном случае получалось бы, что он подавляет чувство собственного достоинства и уступает ненормальному давлению во имя продолжения европейской интеграции. Действительно ли нам нужны такие уступки? Ибо сказано: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых...!
Ответы на поставленные вопросы не тривиальны. Они неудобны, и это объясняется тем, что, как господин Андриан Канду, так и его однопартийцы, при содействии обслуживающего их интересы медиа-холдинга, распространили неверную информацию, согласно которой Резолюция Европейского парламента о политическом кризисе в Республике Молдова вследствие признания недействительными местных выборов в Кишинёве (2018/2783 (RSP)) была принята в пустом зале, в отсутствие депутатов, будучи поддержана лишь представителями Европейской народной партии (ЕНП), подстрекателями которых выступили Майя Санду и Андрей Нэстасе, лидеры Партии действия и солидарности (ПДС) и политической партии Платформа „Достоинство и правда” (ПППДП). И как тут не вспомнить одну из десяти заповедей – не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего? Если бы медиа-холдинг Демократической партии Молдовы (ДПМ) не доминировал в медийном пространстве нашей страны, то каждый гражданин увидел бы и услышал бы, что в голосовании по Резолюции приняли участие свыше 70% депутатов Европарламента, из которых: более 60% (представляющие 6 из 8 существующих депутатских групп) проголосовали за принятие Резолюции; около 30% воздержались; и лишь примерно 10% проголосовали против. Резолюция и процентные показатели её сторонников как нельзя более объективно отражают положение дел в Молдове.
Конечно, мы могли бы не прибегать к данным, но после того, как молдавские власти отважились дать пощёчину европейцам на том основании, что те не ценят по достоинству реформаторские усилия Кишинёва, совершенно невозможно не упомянуть об истинных реалиях. В этом контексте глава законодательного органа подчеркнул, что власти берут на себя ответственность за всё произошедшее в стране за последние два года, как за успехи, так и за неудачи. Почему только за последние два года? Ведь ДПМ находится у власти девять лет! Но пойдём на уступку и рассмотрим лишь два последних года. Так вот, в течение двух этих лет было зафиксировано снижение показателей, связанных с: демократией; правами человека; свободой выражения мнений; независимостью правосудия. Показателей, измеряемых специализированными международными учреждениями. Например, если Дорожная карта от 2016 года предусматривала демонополизацию средств массовой информации и рекламного рынка, то почему положение средств массовой информации ухудшилось? Вышеупомянутые цифры как раз призваны продемонстрировать манипуляторскую роль партийного мега-медиа-холдинга, они в очередной раз подтверждают неуклонное снижение рейтинга свободы слова. Неужели вина за эту динамику лежит на Европейской народной партии и её партнёрах в Молдове?
Мы знаем, что блудным сыновьям одновременно свойственна расточительность. Об этом напоминает приостановка Евросоюзом своей макрофинансовой помощи вследствие ненадлежащей работы демократических институтов в стране. Всё же, мы убеждаемся, что глава законодательного собрания не теряет оптимизма и верит в возращение ситуации в нормальное русло: „Мы хотим, чтобы развитие ситуации позволило найти некое решение, то есть, чтобы ситуация развивалась таким образом, чтобы мы нашли решения для преодоления этого недоразумения. Вот почему в сентябре мы пригласим представителей ЕС и покажем им, что было сделано относительно Решения, которое было принято сегодня парламентом Республики Молдова, посмотрим, какими будут иные результаты, пусть они оценят эти результаты, и, возможно, в сентябре решение изменится. В том числе, в сентябре может появиться другая резолюция Европейского парламента”.
Гражданам не остаётся ничего другого, как поверить господину Канду на слово. Тем более, что он попытался убедить нас, что у него имеются решения не только на ближайший, но и на более длительный период: „Мы выступаем за проевропейское правление. Ближе всего нам Партия действия и солидарности и политическая партия Платформа „Достоинство и правда”. Имеется потенциал для создания альянса с ПДС и ПППДП”. Интересная интрига и приглашение к сотрудничеству! И это после того, как в тот же день господин Канду сказал с трибуны парламента: „Чего хотелось бы Демократической партии в политическом плане? Чтобы Нэстасе оказался в примэрии и споткнулся обо всю ту грязь, что была оставлена там другими коллегами по коалиции. Чтобы он остался там на год и не достиг каких-либо результатов. Чтобы он вступил в предвыборную кампанию, и мы указывали бы на него пальцем, говоря, что он ничего не сделал. Вот чего нам бы хотелось”.
Таким образом, в течение одного и того же дня, глава законодательной власти, с одной стороны, выразил желание сотрудничать с оппозицией, с другой – уничтожить её в политическом плане. Почему бы тогда не допустить, что похожие склонности у него имеются и в отношении Евросоюза: заявлять о готовности восстановить отношения, чтобы воспользоваться ресурсами ЕС и продолжить отклонения от принципов демократии?
Эксперты IPN