Агрессивная война, которую Российская Федерация развязала против соседней Украины, больше всего повлияла на жизнь людей в прошлом году и, скорее всего, так будет и далее. Каковы были тенденции этой войны в прошлом году, как она может развиваться в начавшемся году и насколько велики шансы, что вместо войны наступит долгожданный мир - обсудили участники публичных дебатов „Война и Мир в 2024”, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что с точки зрения Украины и международного сообщества – европейских государств и институтов – война, развязанная Россией 24 февраля 2022 года против Украины, является военной агрессией, направленной на уничтожение Украинского государства, сопровождаемая военными преступлениями, расследуемыми специализированными международными учреждениями. „Официальная точка зрения России маскирует агрессию против соседнего государства, которого она называет братским, специально придуманными терминами, например, что Украина является антироссийской и поэтому должна быть разоружена и денацифицирована”, - пояснил эксперт.
По его словам, официальными союзниками Украины являются государства, входящие в Контактную группу по обороне Украины, также известную как формат „Рамштайн”. Это международная коалиция, члены которой оказывают военную помощь Украине для отражения российского вторжения. В работе группы участвуют более 50 стран – все страны блока НАТО, большинство государств ЕС и союзники из Африки и Азии.
„У России нет заявленных союзников в войне против Украины, кроме Белоруссии. Неофициально Россия считает своими союзниками государства, которые не голосовали за резолюции ООН, осуждающие агрессию против Украины. С точки зрения России, это примерно 35 государств. Но также и государства, поставляющие ей оружие, особенно Иран и Северная Корея, а также государства, которые помогают ей избежать санкций, введенных Западом. Речь идет о ряде государств-членов СНГ - Казахстане, Армении, а также о крупных государствах, таких как Китай, Индия и др.”, - сказал Игорь Боцан.
Директор Института Политических Исследований и Социального Капитала (Черновцы), лектор Сучавского Университета им. Штефана чел Маре Марин Герман отметил, что эту войну можно считать продолжением войны 2014 года. „В феврале этого года исполнится 2 года или 10 лет войны. Давайте не будем забывать, что Россия напала на Украину с момента аннексии Крыма и поддержки сепаратистских движений. Однако после 24 февраля 2022 года было несколько четко выраженных периодов. Первый период отмечен обороной Украины и Киева. Долгое время Киев находился под угрозой блокады и оккупации. За этим последовало отступление российских войск благодаря героизму украинской армии и отражению этого наступления, с длительным периодом боевых действий на Донбассе, когда Россия сосредоточила усилия на оккупации территорий самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик. Позже они увидели, что эта цель слишком велика, а человеческие ресурсы слишком малы, чтобы добиться оккупации Киева и свержения властей. Наступил счастливый период для украинской армии – успешное контрнаступление на Харьковщине и успешное контрнаступление на Херсоне, когда украинцы освободили значительную часть территорий, оккупированных российской армией. И на этой радостной ноте завершился 2022 год”, - объяснил Марин Герман.
По его словам, 2023 год начался с борьбы за позиции и больших надежд со стороны украинской армии относительно организации контрнаступления. Но оно было запущено очень поздно, в июне 2023 года. „Тогда было много разговоров о контрнаступлении, и Киев жаловался, что у него недостаточно для этого вооружения, нет превосходства в воздухе и многих других важных составляющих. Украинское контрнаступление, к сожалению, не достигло своих целей. Однако на Западе верили, что украинские территории будут освобождены по сценарию 2022 года”. И, в конце концов, говорит Марин Герман, контрнаступление породило в качестве побочного эффекта усталость от украинской войны на Западе.
„Есть экономические последствия, а именно обнищание населения. Украина находится в очень плохой экономической ситуации. Она полностью зависит от экономической поддержки Запада. По состоянию на май 2022 года, Украина полностью зависит от боеприпасов и вооружений, поступающих с Запада. Поэтому, и эта паника или беспокойство в Киеве, которые мы наблюдали в конце 2023 года и в начале этого года - что могла бы сделать Украина, если бы ее оставили в одиночестве защищаться от российской агрессии? Итак, что будет, если оставить ее одну Я думаю, что в начале года это и есть главной темой обсуждений в международных аналитических кругах”, – заявил преподаватель университета.
Марин Герман добавил, что на идеологическом уровне усилия украинских властей по самозащите по-прежнему пользуются значительной поддержкой населения. По его словам, никто в Украине не согласен с распространяемой в пропагандистских и даже западных СМИ идеей об уступке определенных территорий. Есть слишком много жертв, чтобы говорить о территориальных уступках России. При этом 95% населения рассматривает Россию как главного врага Украины.
Журналист издания Podul.ro Константин Дикусар считает, что 2023 год был более сложным для Украины. И это потому, что соседняя страна не достигла ряда целей, связанных с освобождением ее территорий, таких как Херсонская область, Запорожье и даже Донбасс. Однако среди населения, а также среди внешних партнеров было много и больших ожиданий в этом отношении.
„Каждый партнер Украины имел и имеет свой вклад в помощь этому государству. Однако наибольшая доля в оказании военной поддержки принадлежит Соединенным Штатам Америки. Именно поэтому существует такое большое давление на плечи США и косвенно на американский конгресс, который затягивает предоставление финансовой помощи”, - заявил журналист.
По его словам, эта ситуация связана и с выборами, которые должны состоятся в 2024 году, а именно с выборами президента США. И этот фактор отражается и на экономической и военной поддержке, которая поступает от партнеров Украине.
Константин Дикусар считает, что без поддержки международных партнеров для Украины картина, вероятно, не была бы такой, как сегодня. „У Украины уже есть опыт сопротивления, есть более двух лет военного сопротивления. Союзники предоставили Украине достаточную поддержку и военную помощь, чтобы она могла оставаться там, где она находится в данный момент. Речь идет о контрнаступлении и о том, что украинцы не продвигаются. Но в данный момент, думаю, идет война на истощение, война позиций - что-то похожее на заключительные этапы Первой мировой войны”, - добавил Константин Дикусар.
298-е публичные дебаты „Война и Мир в 2024” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.