Воспоминания о ночи первой волны депортаций бессарабцев
Спустя 69 лет после первой волны депортаций, пришедшейся в Бессарабии и Северной Буковине на ночь с 12 на 13 июня 1941 года, жертвы депортаций и репрессий со страхом и слезами вспоминают о той ночи, за которой последовал принудительный труд на чужбине. Людей оторвали от семей, от домов и хозяйств, признав "врагами народа" за то, что те служили в румынской армии или противостояли советскому режиму.
Воспоминания жертв и заключения историков звучали в ходе состоявшегося во второй половине дня в пятницу, 11 июня, заседания "круглого стола" в публичной библиотеке им. Онисифора Гибу, передает Info-Prim Neo.
Лидия Ермураки рассказала, что была депортирована в Иркутскую область России с матерью и братом, остальным членам семьи удалось бежать в Румынию. "Когда мы вышли из поезда и перешли реку, мы увидели место, окруженное сплошным лесом, а над нами было лишь окно неба. Там были очень сильно кусавшиеся мухи, а люди от укусов были такими опухшими, что не узнавали друг друга", - вспоминает Лидия Ермураки.
70-летняя женщина со слезами вспоминает, что ей ежедневно говорили, что она больше не вернется домой и пускай забудет о доме. "Ужас, как хотелось домой. Попытки бегства наказывались очень сурово, поэтому мы ждали, а в 1956 году вернулись домой", - сказала Нина Ермураки .
"Надо говорить о депортациях, хотя некоторые и утверждают, что это ведет к расколу в обществе. Примирение основывается не на потере памяти, а на знании", - высказал мнение историк Игорь Кашу, вице-председатель Комиссии по изучению и оценке тоталитарного коммунистического режима в Республике Молдова. Историк отметил, что депортации стали преступлением против человечества. "Депортации уничтожили средний класс, важную прослойку нашего общества. Коммунизм был режимом, уничтожившим собственность, а без собственности не было и свободы", - добавил Кашу.
Адвокат ассоциации „Promo-Lex” Александру Постикэ заявил, что действующий в Республике Молдова механизм оценки и выплаты компенсаций за национализированное имущество очень несовершенный. "Закон не предусматривает ясным образом, кто осуществляет компенсации – районные советы или Министерство финансов. Другая проблема – это затягивание рассмотрения заявлений районными советами и затягивание судебных процессов", - констатировал адвокат.
Согласно данным историков, в ночь с 12 на 13 июня 1941 года было депортировано около 5 тысяч семей. По мнению советских властей, все "сотрудничавшие" с румынской администрацией, так называемые кулаки и торговцы признавались антиреволюционными и антисоветскими элементами и подлежали депортации.