Власти реагируют поздно на журналистские расследования

10 громких расследований по теме коррупции и неподкупности, опубликованных специализированными редакциями за последние пять лет, показывают, что описанные факты оказали большее влияние на общество и общественное мнение, чем на уполномоченные органы, которые обязаны давать адекватные и своевременные ответы. Власти дискреционно отреагировали на журналистские расследования, преимущественно конъюнктурно, в зависимости от политической реальности. Во многих случаях уголовные дела, основанные на информации из журналистских расследований, были начаты только после того, как произошли изменения на политическом уровне. Что касается расследований, связанных с плохим управлением публичных денег или отчуждением публичного имущества, случаи привлечения к ответственности высокопоставленных лиц и возмещение причиненного им материального ущерба, крайне редки. Таковы выводы исследования: „Реакция властей на журналистские расследования на тему неподкупности и коррупции”, проведенного журналистами Виктором Мошняг и Виорикой Захария, и представленного на мероприятии, организованном Ассоциацией независимой прессы (АНП) и Transparency International Moldova, передает IPN.

Виктор Мошняг сделал ретроспективу реакции властей на 10 громких расследований на тему коррупции и неподкупности. Первое расследование касается братьев Киртоакэ, опубликованное 28 января 2016 года еженедельником Ziarul de Gardă. Журналисты писали, что генеральный примар муниципия Кишинев Дорин Киртоакэ подписал распоряжения и другие документы, позволяющие фирме, расположенной в квартире свекрови брата примара Лучиана Киртоакэ, разместить в центре Кишинева несколько киосков, в которых продавался кофе. Уголовное дело не завершено. Дорин Киртоакэ покинул примэрию, но стал председателем партии, хотя факты, изложенные в расследовании, были подтверждены повторно в декабре 2020 года. В другом случае речь идет о расследовании от 3 марта 2016 года, также опубликованном в Ziarul de Gardă. Расследование показало, что Мариана Питик, в то время судья Кишиневского суда сектора Чентру, указала в декларации об имуществе автомобиль Porsche стоимостью 11 тыс. леев. Еще один факт, констатированный тогда журналистами, заключался в том, что в своих последних заявлениях о доходах и имуществе судья не указала имущество мужа, успешного бизнесмена, который владел в том числе роскошной недвижимостью в пригороде Кишинева. В этом доме жила и сама судья, только недвижимость не была включена в декларации о доходах и имуществе. В тот период Мариана Питик была предложена Высшим советом магистратуры на должность судьи в Высшей судебной палате. На этом этапе контроль НОН привел к закрытию дела. Мариана Питик все же была избрана судьей Высшей судебной палаты, а в декларациях об имуществе она указала дом, а также автомобиль Porsche, с той же стоимостью в 11 тыс. леев.

25 мая 2016 года портал MoldovaCurata.md опубликовал расследование, касающееся примэрии Унгень. Портал опубликовал два расследования относительно примара муниципия Унгень Александра Амброса. Первое, опубликованное в августе 2014 года, показало, что в 2009-2012 годах фирма семьи Амброс выиграла 8 контрактов на госзакупку в примэрии Унгень, на сумму около 700 тыс. леев. Во втором расследовании, опубликованном в 2016 году, было показано, что примар продолжил и в 2015 году заключать контракты с фирмой жены, используя процедуру прямых переговоров. Контроль НОН привел к констатации нарушения и был подан запрос о лишении мандата. Другое журналистское расследование касалось судьи Олега Стерниоалэ. Следствие показало, что будучи в тот период судьей Высшей судебной палаты, Олег Стерниоалэ жил в элитной недвижимости в муниципии Кишинев, зарегистрированной в кадастровых документах на имя родителей, пенсионеров, проживавших всю жизнь в городе Флорешть. Отец судьи, который скончался за несколько месяцев до появления статьи, работал в правоохранительных органах, а его мать работала учителем в лицее в Флорештах. В 2013 году, когда недвижимость перешла в собственность родителей, отцу судьи было 70 лет, а матери - на три года меньше. В декларациях об имуществе Олег Стерниоалэ не указывал ни одно жилье. В 2016 году судебная инспекция проверила данные, но не обнаружила нарушений. Тем не менее, судья указал дом в декларации. В 2019 году после смены власти было возбуждено уголовное дело на основании информации из расследования. Судья уволился. Уголовное дело все еще находится на стадии уголовного преследования.

„Квартиры по сниженной цене для родственников и матери судьи Олега Мельничука в доме, предназначенном для судей” - еще одно расследование, опубликованное 29 ноября 2016 года порталом Anticoruptie.md. В 2011-2017 годах судья Олег Мельничук постоянно появлялся в журналистских расследованиях, в которых рассказывалось о его имуществе, квартирном бизнесе или дарственной, которую он получил от своей матери-пенсионерки. Уполномоченные учреждения не отреагировали на публикации. Правоохранительные органы не отреагировали даже после обращения одного бывшего прокурора. В июне 2017 года было возбуждено уголовное дело. Впоследствии дело было направлено в суд. Приговор еще не вынесен. „Рай олигарха” - еще одно расследование журналистов из RISE Moldova от 5 сентября 2018 года. Расследование показало, что семья бывшего вице-спикера парламента Владимира Плахотнюка владела собственностью за пределами Республики Молдова, которую он не указал в своих декларациях об имуществе. НОН отреагировал, но отказался проверять имущество Владимира Плахотнюка. В мае 2020 года прокуроры потребовали наложить арест на несколько принадлежащих ему объектов, в том числе обнаруженных журналистами в 2018 году. Уголовное дело не завершено.

Расследование, касающееся возможного конфликта интересов в Кэушень, где примэрия города заключала контракты с фирмами супруги и тестем примара, было опубликовано 8 ноября 2018 года порталом MoldovaCurata.md. Расследование показало, что примар города Кэушень Григорий Репещук заключил контракты с фирмами жены и тестем на общую сумму более миллиона леев. НОН не отреагировал после публикации, затем провел проверку, но только после уведомления Антикоррупционной прокуратуры. Акт о выявлении нарушений был оспорен депутатом в суде. „Братство приватизации” - это расследование, опубликованное 30 апреля 2019 года RISE Moldova. В расследовании говорится о том, что в начале 2019 года несколько объектов недвижимости из Кишинева, принадлежащих государству, оказались в частных руках по более низким ценам, чем рыночная. Уголовное дело было открыто почти через три месяца после расследования. Через год компании вернули имущество государству, и уголовное дело было закрыто.

25 ноября 2019 года Anticoruptie.md и Cuvintul.md опубликовали расследование „Гигантская стройка из Резины, которая поглощает миллионы государственных денег”. Расследование показало, что в 2015 году в городе Резина по инициативе тогдашнего председателя района Элеоноры Граур началось строительство современного спортивного комплекса, в который было вложено 13 млн. леев. Однако работы были прекращены через два года после начала строительства. В этом случае нет открытых уголовных дел. „Собственник из руководства Генпрокуратуры” - расследование, опубликованное 22 января 2020 года порталом Anticoruptie.md. Об имуществе Руслана Попова впервые написала газета Ziarul de Gardă в 2013 году, отметив, что исполняющий обязанности главного прокурора Антикоррупционной прокуратуры того времени и его жена живут в дорогом доме в селе Милештий Мичь района Яловень. В данном деле контроль НОН длится более года.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.