Существуют политические причины, по которым энергетический кризис не заканчивается. „Энергетический кризис мог бы ослабнуть в конце зимы - начале следующей весны. Все бенефициары российского газа сталкиваются и еще столкнутся с блокированием взаимоотношений, которые в последние десятилетия складывались когда лучше, когда хуже. Сейчас необходима дополнительная и особая тактика со стороны европейских государств, которые зависят от российского газа, в том числе от Республики Молдова, чтобы благополучно пережить эту зиму”, - заявил политический аналитик Влад Цуркану во время публичных дебатов по теме „На чём основан оптимизм властей по поводу энергетического кризиса?”, организованных Информационным агентством IPN.
„Газпром” не оперирует торговыми доводами. „Российская Федерация использует компанию-монополиста для достижения своих политических целей, которые выходят за рамки торговых вопросов. „Газпром” отказывается от части прибыли, которую он мог бы получить в последующие месяцы, чтобы дополнить козыри, которые Российская Федерация хочет получить в отношениях с европейскими государствами. Например, чтобы немецкий регулирующий орган или власти ЕС уступили настояниям Российской Федерации, чтобы вся мощность этого трубопровода была транспортирована по газопроводу „Северный поток–2”, что невозможно осуществить в нынешних условиях европейского законодательства. Но даже нет уверенности в том, что Российской Федерации удастся навязать себя с этой точки зрения, потому что даже если бы немецкий регулирующий орган согласился, то немедленно инициировались бы судебные иски, например, со стороны Польши, которая могла бы оспорить на европейском уровне решение немецкого регулятора”, - считает Влад Цуркану.
По его словам, другой целью Российской Федерации является негативно повлиять на процессы, связанные с зеленой, возобновляемой энергетикой, которые начались в ЕС, причем в меньшей степени во Франции. „Чтобы Европа могла получать газ, она должна договориться с Российской Федерацией о прекращении этих процессов или об их переносе на неопределенный срок. Российская Федерация играет жестко, поскольку она выиграет от уступок, которые она хочет получить от своих европейских партнеров, больше, чем „Газпром” заработает в финансовом плане. Десятки миллиардов долларов, которые „Газпром” получил бы от этой удобной для российского производителя ситуации, все равно будут меньше политической выгоды, которую получил бы президент Путин”, - полагает Влад Цуркану.
„Этот кризис частично застал нас врасплох, потому что у нас нет достоверного контракта с Российской Федерацией. И здесь возникают вопросы: „Что сделали лояльные Российской Федерации власти в последние годы, пока они управляли правительством и президентурой? Почему не приступили к переговорам для достижения заключения удобного договора между Республикой Молдова и Российской Федерацией?”. Но на этот раз, в нынешних условиях у нас есть и преимущества. Одно из наших преимуществ - это газопровод из Румынии, который был проложен с большим трудом, в том числе из-за некоторых препятствий, которые возникли на нашей территории. Этот кризис застал нас со сданным в эксплуатацию газопроводом, и теперь у заместителя министра Спыну есть возможность беседовать и с нашими западными партнерами, даже если цены, разумеется, - о каких ценах идет речь на рынке SPOT в Европе, - будут немалые. Но мы не останемся без газа - это ясно. Кроме того, существует такая тема переговоров, которая касается Приднестровья. Известно, что если будет заключен договор с Западом, то неизвестно, каким образом получит газ Приднестровье”, - отметил Влад Цуркану.
„На нашем информационном рынке много преувеличения, так как в этом используется и тот факт, что мы не контролируем свое аудиовизуальное пространство, и людей искусственно доводят до истерики, как это всегда делалось на этой территории. Это является поводом для того, чтобы нынешние власти исследовали информационный рынок Республики Молдова, чтобы понять, почему он используется во вред гражданам и вредит обстановке? Вы не найдете слишком много государств, даже в Европе, которые проявляют такое пренебрежение к этому столь важному аспекту”, - отметил Влад Цуркану.
„Нельзя сейчас обойти вниманием тех, кто учит нынешних государственных деятелей, как им вести переговоры с Российской Федерацией, как окольными путями связаться с главой „Газпрома” Алексеем Миллером. Взгляды некоторых политиков относятся к палеозойской эре, если они считают, что личные отношения или личные договоренности могут спасти ситуацию, если учесть то обстоятельство, что у каждого государства есть собственные интересы, и лучше всего открыто обсуждать такие вещи. Почему наши власти многое утаивают? Неужели так уж и необходима большая деликатность, чтобы не сорвать переговоры, которые либо уже начаты, или застопорились, мы не знаем. Мы заинтересованы в финале, чтобы в итоге у нас было достаточно природного газа, чтобы можно было пережить зиму, и только тогда начнется основная дискуссия о том, как нам следует строить свой энергетический сектор во избежание подобных кризисов”, - уточнил Влад Цуркану.
Публичные дебаты по теме „На чём основан оптимизм властей по поводу энергетического кризиса?” организованы Информационным агентством IPN в рамках проекта „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.