Советская попытка государственного переворота 19 августа 1991 года, также известная как „Августовский путч”, была попыткой группы советских коммунистических консерваторов свергнуть президента Михаила Горбачева и взять под свой контроль бывшую страну. Лидеры путчистов были радикальными коммунистами, которые считали, что реформы Горбачева зашли слишком далеко, и что новый союзный договор слишком сильно снижал силу центральной власти, а республиканские правительства становились слишком сильными. Несмотря на то, что государственный переворот потерпел неудачу всего через три дня после его начала, а Горбачев вернулся во главе государства, данное событие устранило любую возможность сохранения Советского Союза в какой либо централизованной форме.
Бывший посол Республики Молдова в ООН Влад Лупан прокомментировал для IPN годовщину этого события. По его словам, путч, который состоялся 19 августа 1991 года в Москве, стал тем испытанием, которого именно национальные лидеры обязались преодолеть. Это событие открыло путь для широкого процесса обретения независимости для всех бывших советских республик. Путч не мог остановить процесс обретения независимости бывшими республиками СССР. Фактически, это была последняя капля в процессе распада СССР.
По словам Влада Лупана, путч произошел уже после того, как ряд союзных республик начали процесс обретения независимости. В момент, когда путч произошел, его результатом могло стать либо сохранение СССР в авторитарном тоталитарном стиле, с возможными массовыми репрессиями, либо, как это произошло, продолжение процессов обретения независимости. Таким образом, даже московский лидер Борис Ельцин был вовлечен в демонтаж путча и обретение независимости своей республики, став затем президентом Российской Федерации.
Корни путча можно найти в „перестройке”, инициированной Михаилом Горбачевым. По словам Лупана, организаторы путча заявили, что изменения после „перестройки” в какой-то момент привели к изменению соотношения власти между Москвой и союзными республиками, начались центробежные процессы внутри СССР. Они могли привести к возможному распаду Советского Союза и образованию независимых государств. Соответственно, путчисты отреагировали после многих лет перестройки, инициировав путч, пытаясь остановить процесс демократизации и децентрализации, которого они рассматривали как процесс потери власти.
Бывший постоянный представитель Республики Молдова в ООН считает также, что одним из последствий внутренней борьбы в СССР стало создание движения сепаратизма на территории Республики Молдова, созданный, чтобы остановить движение за независимость. Так, по словам Лупана, путчисты обрели поддержку в приднестровском сепаратистском регионе. В то же время, несмотря на то, что Прибалтийские республики явно шли по пути независимости еще до путча, Республика Молдова и другие государства объявили о своей независимости только после совместного заседания лидеров России, Украины и Беларуси. Тот факт, что Прибалтийские республики шли к независимости отдельно от путча, свидетельствует о том, что путч не изменил бы процессы распада и обретения независимости союзными республиками. На самом деле можно сказать, что путч ускорил распад СССР.
Влад Лупан отмечает, что после событий 1991 года Республика Молдова добилась разрыва от авторитарной системы. Однако этот процесс не был однозначным. Часть населения пожалела о распаде СССР, в котором, хотя и скромно, в последние годы начали расти доходы. Следовательно, сегодня мы видим, как эта часть населения голосует за политические партии, которые воспринимаются как представители этого прошлого. Независимость, объективным образом, сопровождалась серьезными экономическими последствиями. Население и страна пережили экономический кризис и обнищание в результате исчезновения нежизнеспособной, плановой экономики. Этот неизбежный элемент - переходный период, использовался и в предвыборных программах партий, вернувшихся с советского периода, коммунистов или социалистов. Таким образом, переход, представленный как падение экономики, был использован силами, фактически связанные с Москвой, для доказательства того, что демократия была негативной вещью для граждан Республики Молдова.
В результате процессов обретения независимости, еще до путча, появился и приднестровский конфликт. Влад Лупан, который был переговорщиком в этом конфликте, считает его геополитическим, призванным сохранить Республику Молдова вначале под контролем СССР, а затем под контролем России. В конце концов, „это стало „успешным” проектом Российской Федерации”, - отметил он. Пребывание российских военных на территории страны подтверждает это.
Распад СССР, утверждает бывший посол Республики Молдова в ООН, имел и положительные, очень важные для страны элементы. Первым является независимость государства. Во взаимозависимом мире Республика Молдова добилась большей независимости, чем раньше. Это новое государство еще не научилось вести правильные переговоры, будучи маленькой и неопытной страной, а правительства не научились управлять. Зарплаты увеличились, но их недостаточно. Значительная часть населения покинула страну, но в то же время открылись границы для обучения, работы, эмигранты субсидируют экономику страны и, по крайней мере, частично, возвращаются. По мнению Влада Лупана, страна находится на определенном пути прогресса, но это очень сложный путь.
Что касается непосредственных приоритетов европейской интеграции и хороших отношений со своими партнерами, то отношения с соседними государствами и, в частности, с Румынией важны для Республики Молдова, так как Бухарест является главным экономическим партнером Республики Молдова из Европейского Союза. В то же время западный сосед Республики Молдова является членом ЕС и НАТО и хорошим адвокатом Кишинева в Брюсселе. Бухарест может лучше всего помочь Республике Молдова преодолеть этот длительный переходный период.
Влад Лупан заключает, что спустя 30 лет после московского путча, за которым последовало обретение независимости Республики Молдова, развитие внутри этой страны и за ее пределами, все еще зависит от политической воли и способности правительства внедрять реальные реформы.