Вирджилиу Бырлэдяну: „Тысячи людей были расстреляны только по подозрению, что являются вероятным источником оппозиции”

В 1937-1938 годы тысячи жителей Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР) были расстреляны или отправлены в лагеря советской властью в ходе акции, известной в истории как „Большой сталинский террор”. Начало „Большого террора” на всей территории бывшего СССР произошло по приказу наркома НКВД СССР Николая Ежова. Об этих событиях сообщил историк Вирджилиу Бырлэдяну в ходе публичных дебатов на тему „Сталинские репрессии в МАССР и память жертв тоталитарно-коммунистического режима”, организованных Информационным агентством IPN. По словам историка, людей посылали на расстрел, заключали в тюрьму или депортировали в отсутствие судебного процесса, основываясь только на подозрениях.

„Большой террор”, развернувшийся в СССР, означал одну из самых кровавых страниц в истории Европы. „Большой террор” подразумевал чистку по приказу Сталина, направленную против политических оппонентов, а также против всех тех, кого можно было заподозрить в нелояльности советскому режиму.

„Операция против кулачества” составляла часть „Большого террора” и была развязана серией директив и приказов, изданных Николаем Ежовым летом 1937 года с приведением сталинистского аргументирования, что классовая борьба обостряется и необходимы действия, направленные против врагов советской власти и антиреволюционных элементов. Незамедлительно был вызван ряд партийных лидеров из административных регионов, которым были даны прямые указания о проведении репрессий. Интересно, что после этой встречи Ежов организовал репрессии и среди партийных кадров. Ряд руководителей, которые колебались или затягивали этот процесс, были приговорены к расстрелу”, - сказал доктор исторических наук Вирджилиу Бырлэдяну.

„Большой террор” охватил и Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Как отметил историк Вирджилиу Бырлэдяну, тысячи людей были расстреляны только по подозрению в том, что они якобы являются вероятным источником оппозиции.

„В августе на всех территориях, в том числе в Молдавской АССР, эти репрессии были начаты действиями наркоматов. В сентябре были распределены квоты, так называемые лимиты. К первой категории подлежащие расстрелу, ко второй категории - приговоренные к страшным годам тюремного заключения и лагерей. Эта операция была направлена против крестьянства, считавшегося антиобщественным и антикоммунистическим элементом, способным оказать сопротивление инициативам советского государства и, соответственно, эти элементы должны были быть искоренены из социального состава советского государства и общества. В МАССР в сентябре 1937 года эти лимиты составляли 200 человек для первой категории и 500 человек для второй категории. Но по ходу дела эти квоты претерпели изменения, в том числе потому, что на местах появились ходатайства о расширении этого количества. К концу 1937 года у нас насчитывалось 2300 человек, подлежащих этим наказаниям. На протяжении 1938 года они существенно возросли”, - пояснил Вирджилиу Бырлэдяну.

Как говорит историк, „Большой террор” осуществляла так называемая „тройка НКВД” - комиссия, созданная из трех человек, которые кроме судебного процесса принимали решения относительно судеб людей. Решения заседаний тройки передавались оперативным группам для исполнения приговоров.

„Историки выполнили свой долг. Они написали исследования, провели расследования, в результате которых были изданы сборники документов и монографий. На их основании мы видим, что это были внесудебные репрессии. По приказу были вызваны один местный представитель НКВД, один представитель партии и представитель прокуратуры. На момент вызова был составлен и подписан список лиц, которых следует судить только на основании подозрений. Заседания длились очень мало. Нам известны случаи расстрела сотен человек за одну ночь. И это происходило ежедневно. Днём принимались решения, ночью людей расстреливали”, - добавил Вирджилиу Бырлэдяну.

Общественные дебаты на тему „Сталинские репрессии в РАССМ и память жертв тоталитарно-коммунистического режима являются 25-ми из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира”. Проект осуществляется Информационным агентством IPN при поддержке немецкого фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.