„Нам не следует ни на минуту забывать о существовании рисков и прямых военных угроз для Республики Молдова. Мы должны учитывать присутствие на территории Республики Молдова иностранных войск, которые незаконно находятся здесь уже многие годы. Кроме того, необходимо учитывать наличие сил, сопоставимых с Национальной армией, которыми командует самопровозглашённый режим”, - заявил бывший министр обороны Виорел Чиботару в студии передачи „Important” на телеканале TVC21.
Республика Молдова взяла на себя обязательства перед международным сообществом и собственным народом, подписав Устав ООН в 1991 году, обязавшись принять все меры для защиты собственной территории и для сохранения коллективного мира. „После 2014 года, когда риски военной агрессии в отношении Республики Молдова умножились, а в плане безопасности окружающая обстановка стала намного более сложной и угрожающей в силу ряда происходивших вокруг нас событий, проблема системы национальной безопасности и обороны Республики Молдова приобрела огромную значимость”, - отметил Чиботару.
За весьма длительный период времени молдавские власти и общество стали забывать о том, что подразумевает под собой система обороны. „И речь здесь идёт не только о Национальной армии, военных кадрах или только о военной безопасности. Мы позабыли, что система обороны должна быть гармоничной. Оборона является важным элементом для любой страны мира, признанной на международной арене в качестве национально-государственного формирования, с присущими ему независимостью, суверенитетом и территориальной целостностью. То, что мы начали забывать, принижать, игнорировать, камуфлировать этот термин (система обороны, – прим.ред.), вскрыло тот факт, что когда нам понадобилась армия, она была не вполне способна выполнить свои конституционные задачи в ситуации, сложившейся в 2014 году”, - пояснил Виорел Чиботару.
Экс-министр отметил, что первый этап формирования системы обороны (1990–1997 годы) оказался довольно трудным. Была взята на вооружение датская модель не очень крупной армии, состоящей из бригад. С 2002 года можно говорить о начале процесса реформирования системы безопасности и обороны, который заключался в принятии программных документов и стратегий. „Реформа 2002 года не была доведена до конца”, но правившая тогда ПКРМ осознала геополитические реалии и начала сближение, наладила стратегический диалог с Соединёнными Штатами и с НАТО. Это означало новые подходы, новые тенденции, которые в 2008 году увенчались принятием Концепции национальной безопасности, а в 2011 году – принятием Стратегии национальной безопасности”, - разъяснил Виорел Чиботару.
Роль западных партнёров в поддержке военной реформы в Республике Молдова увеличилась после 2009 года, но особенно после 2014 года.
По мнению Виорела Чиботару, „в случае Республики Молдова принцип нейтралитета не работает”, поскольку его не признаёт один из основных стратегических партнёров страны – Российская Федерация. „Его соблюдают только Североатлантический альянс и Европейский Союз”, - подчеркнул бывший глава Минобороны.