„ В силовых структурах сосредоточена самая большая угроза для молдавского государства”. Интервью Info-Prim Neo с председателем Ассоциации „Парламент 90” Пантелеем Сандулаке из цикла „19 лет независимости”
[ - Как вы восприняли новость о переименовании праздника и возврате к первоначальному варианту, предложенному депутатами первого демократического парламента - День независимости Республики Молдова?]
- Думается, что в этом году праздник, которому вернули исконное и правильное название, будет полон света и душевности. К тому же, исполняется год со дня основания Альянса за европейскую интеграцию, которому, со всеми его внутренними проблемами, удалось придать этому празднику новое дыхание.
Мы гордимся тем, что Молдова выстояла как государство и доказала, что решение, принятое 27 августа 1991 года, было политически корректным шагом.
[ - Как вы считаете, какие достижения, отмеченные во время правления Альянса за европейскую интеграцию, упрочили независимость?]
- Прежде всего то, что люди стали чувствовать себя более защищенными и не боятся пользоваться правом волеизъявления, свободой слова. Второй момент. Нашу страну стали воспринимать другими глазами, хотя еще совсем недавно нас всех поголовно называли коммунистами, и мы были краснознаменным государством. За годы независимости больше достижений было в политическом плане, и меньше успехов было экономической и социальной направленности. Правда, нынешнему руководству удалось спрямить ситуацию.
И, конечно же, значимо, что Европа чаще стала проявлять солидарность с Республикой Молдова. Я бы даже назвал это самым большим достижением Альянса за европейскую интеграцию за все 19 лет независимости.
[ - Ожидания начала 90-х годов оправдались?]
- В социальном плане в 1991 году наши надежды были действительно велики, они остались прежними и сегодня. Увы, таковы реалии. Социальный аспект, однако, зависит от политической ситуации, от тех, кто управляет страной. Мы видим, какое страшное наследие досталось нам от коммунистического правления в образе силовых структур. Наибольшая опасность для молдавского государства именно здесь сконцентрирована. Поэтому многие из депутатов первого парламента примкнули к открытому политическому формированию, действующему активно и решительно. Мы, конечно же, могли бы оставаться сторонними наблюдателями и высказывать свои мнения при случае, да только сидеть сложа руки не хочется. Молодые ребята, пришедшие сегодня к власти, сильно напоминают нас, паламентариев начала 90-х годов. С той лишь разницей, что нас некому было поддержать. На повторение ошибок времени больше нет.
[ - Как вы реагируете на высказывания о том, что Республика Молдова относительно независимое государство?]
- С моей точки зрения, по-настоящему независимой Республика Молдова была в 1990-1991гг и в первой половине 1992 года, когда все решения принимались в Кишиневе. После 1994 года условия диктовались геополитическими центрами. Россия, наверное, обеспокоена сегодня именно тем, что Республика Молдова вновь стала самостоятельно принимать государственные решения и не сворачивает с евроинтеграционного пути.
[ - Что все эти годы угрожало независимости Республики Молдова?]
- Самая большая беда, чтоб вы знали, – это менталитет. Как только приходит осознание и человек принимает решение, никто и ничто не может устоять перед ним. К сожалению, у части нашего населения преобладает старый менталитет, диктующий рабское существование и желание, чтобы чужой дядя решал наши внутренние проблемы. И ждут эти граждане, что спасение придет с Востока, вопреки тому, что самые серьезные проблемы нам создает именно Москва.
Если мы преодолеем этот барьер, Молдова станет совершенно другой страной. Даже Европа в это верит. Прежде всего потому, что в республике выросло новое поколение людей, не имеющих ничего общего со старой советской системой. Они воспитываются совершенно по-другому. Не стоит забывать, что и молдавская диаспора мыслит проевропейски, потому что уже знает, как зарабатываются средства к существованию, в буквальном смысле слова, с нуля. Если объединить все эти составляющие, успех будет гарантирован.
[ - Существует разница между патриотизмом людей начала 90-х и патриотизмом в современном его проявлении?]
- Восстановить текст сгоревшей в огне Декларации о независимости Республики Молдова оказалось делом нелегким, но мы преподали, на мой взгляд, хороший урок патриотизма. Хотя по большому счету, патриотизма в наши дни больше за границей, там, где находятся в трудовой миграции наши соотечественники, которые искренне тоскуют по дому, которые дорожат национальными ценностями. Молдаван никогда и нигде в мире не встретишь с протянутой рукой. Их на чужбине – сотни тысяч, и все трудятся. Не попрошайничают, зарабатывают на жизнь честным трудом. О родном отечестве вспоминают с любовью, мечтают поскорее вернуться домой. Важно, чтобы государство о них позаботилось, создав условия для нормальной работы и достойной жизни, что в порядке вещей.
Убежден, что даже в эти праздничные дни мы должны называть вещи своими именами, не скрывая истинное положение дел, и не занимаясь самоуспокоением. Многие в стране разочарованы тем, что ожиданиям
90-х годов не дано было свершиться. Но, наверное, так происходит построение демократического государства, через преодоление трудностей. А преграды на нашем пути возникали часто.
Хочу попросить всех, кто уже стал дедушкой или прадедушкой, не полениться и объяснить внукам и правнукам, что родное отечество строится, а не покупается, и не продается. Не имеет значение размер занимаемой страной территории. Важнее всего: суть проводимых реформ и образ жизни, не унижающий человеческое достоинство. И то, и другое – зависит от нас самих, от личного вклада каждого в дело построения демократического независимого государства. Желаю всем и каждому здоровья, веры, толерантности по отношению к тем, кто заслуживает этого, и успешной сдачи экзамена нынешней осенью, от которого действительно зависит дальнейшая судьба этого государства – Республики Молдова.