В Гагаузии снижается вес ПКРМ и растет влияние ДПМ, аналитики
Выборы в Народное собрание АТО Гагаузия выделили две тенденции – снижение веса ПКРМ и рост влияния ДПМ посредством движения "Новая Гагаузия". Избрание председателя Народного собрания уже по традиции не обошлось без скандала. Это свидетельствует о том, что в автономии сохраняется состояние конфронтации между Михаилом Формузалом и Николаем Дудогло. Такого мнения придерживаются политические аналитики, с которыми побеседовал корреспондент Info-Prim Neo.
[Большое число независимых кандидатов – не новость для Гагаузии]
По результатам выборов в Народное собрание были избраны 25 независимых кандидатов, 7 коммунистов, 2 либерал-демократа и один кандидат-социалист. Большое число независимых кандидатов – это не новость для АТО Гагаузия. "На выборах 2008 года также было избрано много независимых кандидатов – 21. на выборах 1999 года в Народное собрание прошли 25 независимых кандидатов, столько же, как и в этом году", - напомнил политический аналитик Андрей Иову.
Этот факт можно объяснить размерами автономии, ролью местных лидеров, этнической определенностью, тем фактом, что законодательство Республики Молдова запрещает региональные партии, а также установившимися в регионе общественными отношениями. Более того, большое число независимых кандидатов, по словам аналитика, обусловлено и функционирующей в АТО Гагаузия избирательной системой – мажоритарной системой, предусматривающей два тура выборов.
[Конфронтация сохранится до 2014 года]
Политический аналитик Ион Тэбырцэ сообщил корреспонденту Info-Prim Neo, что, как хорошо известно, независимые депутаты в Гагаузии находятся в сфере притяжения двух неформальных партий – "Новой Гагаузии" и "Единой Гагаузии". Первое из этих формирований, возглавляемое Николаем Дудогло, близка к Демократической партии Молдовы и в частности к первому вице-председателю ДПМ Владу Плахотнюку. Между тем "Единая Гагаузия" сконцентрирована вокруг башкана АТО Гагаузия Михаила Формузала. Третьей политической силой в автономии является ПКРМ.
Скорее всего это состояние конфронтации сохранится до парламентских выборов 2014 года, считает Ион Тэбырцэ. Чем ближе будут выборы, тем больше центристских партий будут стремиться занять территорию АТО Гагаузия. "Активнее будут левые формирования, поскольку гагаузский электорат составляют русскоговорящие люди, на выборах здесь играет серьезную роль этнический элемент. Политические лидеры региона постараются спекулировать на этом факте, пытаясь заручиться большими дивидендами из Кишинэу", - добавил аналитик.
[ДПМ стремится укрепить свои позиции в Гагаузии]
Как полагает политический аналитик Андрей Иову, тот факт, что ДПМ не набрала достаточного числа голосов, дабы провести своих представителей в Народное собрание, свидетельствует о том, что деятельность данного формирования в регионе должна улучшаться. Вероятно, это центральная цель ДПМ – с помощью движения "Новая Гагаузия" укрепить партийные позиции в автономии.
В то же время, полагает аналитик, пока слишком рано говорить о том, что ДПМ удастся стать самой влиятельной силой в регионе. Это аргументировано тем, что политические лидеры Гагаузии желают прежде всего укреплять собственные политические движения, дабы обеспечить стабильность власти и, вероятно, даже создать собственные партии, дистанцировавшись определенным образом от политики и политических партий на национальном уровне.
[Реконфигурация власти возможна]
Андрей Иову отмечает, что, по опыту прежних выборов, независимые кандидаты проявляют свою политическую ориентацию прежде всего в процессе учреждения руководящих органов. И на этот раз, вероятнее всего, дела пойдут по тому же сценарию.
"С одной стороны, это оставляет пространство для маневра нынешнему башкану, который может вести переговоры о формировании альянса с целью политическая политической поддержки в Народном собрании. С другой стороны, вполне возможна реконфигурация власти, при которой будет предпринята попытка ограничить власть башкана. Последний сценарий более вероятен, учитывая тот факт, что председателем Народного собрания был избран представитель движения "Новая Гагаузия", враждующего с движением "Единая Гагаузия", которое, в свою очередь, поддерживает позицию нынешнего башкана", - пояснил Андрей Иову.
На взгляд аналитика, процесс установления власти может продолжаться и несколько месяцев. Ясно лишь то, что башкан в любом случае останется официально высшим лицом в Гагаузии, имеющий власть над всеми органами публичного управления автономии, что само по себе дает ему ощутимые преимущества.