В постановлении, признающем вину Республики Молдова в деле о высылке турецких учителей, Европейский суд по правам человека использовал термин „неправомерный” – неправомерная экстрадиция. Страсбургские судьи желали подчеркнуть серьёзность нарушения Европейской конвенции по правам человека, потому что этот термин используется очень редко, лишь в крайних случаях, когда он указывает на сложность проблем в области прав человека. Об этом заявили представители Центра юридических ресурсов Молдовы и Ассоциации Promo-LEX, призвав власти проявить ответственность и приложить усилия для прояснения случившегося в сентябре 2018 года.
На пресс-конференции в IPN, юридический советник ЦЮРМ Даниел Гойник отметил быстроту рассмотрения заявления, поданного в ЕСПЧ. С момента подачи и до вынесения решения по делу „Оздил и другие против Республики Молдова” прошло всего девять месяцев. Затем последовали действия Комитета министров Совета Европы, направленные на исполнение решения ЕСПЧ. По словам эксперта, с самого начала это решение находилось под особым надзором. Тем самым Комитет отнёс его к категории серьёзных проблем в области прав человека. Первое заседание, на котором обсуждался этот вопрос, состоялось в сентябре 2020 года. С тех пор правительство предложило несколько планов действий. Они предусматривали выплату каждому истцу справедливой компенсации, в размере 25 тысяч евро, публикацию решения ЕСПЧ на румынском языке и его распространение.
Даниел Гойник уточнил, что в декабре 2020 года правительственный представитель сообщил о внесении изменений в постановление правительства о процедуре возврата или высылки иностранцев. Тогда Promo-LEX и ЦЮРМ указали на наличие проблемы: нельзя внести изменения в постановление, не изменив Закон о статусе иностранцев. И, к сожалению, отметил эксперт, власти страны не приняли мер для устранения недочётов в законодательстве. Комитет требует представить информацию о внесении изменений в законодательство до сентября 2021 года. А в декабре 2021 года состоится новое рассмотрение этого дела.
В том же постановлении Комитета от сентября 2020 года были упомянуты меры наказания – мизерный штраф и запрет на занятие государственных должностей в течение пяти лет – применённые к экс-директору Службы информации и безопасности. Как заявил Даниел Гойник, хотя за злоупотребление служебным положением уголовное законодательство предусматривает наказание вплоть до тюремного заключения, судья вынес минимальное наказание, а прокурор не обжаловал решение суда.
Директор программы Promo-LEX „Права человека” Вадим Виеру сообщил, что Комитет призвал молдавские власти представить до сентября сведения о ходе уголовного дела, по которому был осуждён экс-директор СИБ, а также информацию о характере наказания, которое ранее было несоразмерным.
Виеру, который также является адвокатом родственницы одного из турецких учителей, рассказал о наличии уголовного дела в отношении бывшего директора СИБ, которое было рассмотрено на секретном заседании и засекречено в соответствии с законодательством о государственной тайне. О том, что по этому делу был вынесен приговор, стало известно из телепередачи с участием генерального прокурора. Родственники учителей смогли узнать, что этот приговор был вынесен по уголовному делу, в котором нет пострадавших, а в качестве гражданских сторон фигурируют только СИБ и Министерство финансов. Последнее фигурирует в нём из-за ущерба – расходов, понесённых на авиаперевозку, и сумм, уплаченных Молдовой вследствие решения ЕСПЧ. Родственники не были признаны участниками процесса, хотя это должно было произойти, отметил адвокат. Супруга одного из учителей подала кассационную жалобу, которая находится на стадии рассмотрения в суде. Также были удовлетворены ходатайства о получении доступа к государственной тайне.
Вадим Виеру призвал правительство, власти в целом и в особенности прокуратуру не прятаться за формальностями и приложить усилия для выяснения того, что же всё-таки произошло. По его мнению, в деле турецких учителей должно восторжествовать правосудие.
Пресс-конференция входит в цикл пресс-конференций, предусмотренный проектом IPN „Образ несправедливости мультимедийными средствами”. Агентство IPN не берёт на себя право решать, находится ли справедливость на стороне организаторов пресс-конференций в рамках тех дел, о которых они расскажут, это исключительная прерогатива правосудия, но чрезмерно долгий срок рассмотрения этих дел, гораздо более долгий, чем это предусмотрено законодательством, можно считать актом очевидной несправедливости и судебного произвола. Информационное агентство IPN не несёт ответственности за публичные заявления, сделанные организаторами пресс-конференций в публичном пространстве.