Со всем тем хорошим и плохим, что в нём было, 2021 год заканчивается, и всё, чему он дал начало, оставляет свой след в судьбе человека, семьи, страны. О победах и промахах, надеждах и разочарованиях, приобретениях и потерях Агентство IPN побеседовало с теми, кому не всё равно, и кому есть что сказать. Каким оказался 2021 год для человека и нейрохирурга Григоре Запухлых.
Пандемия сильно затронула и область нейрохирургии. „Работа в условиях двойного стресса оставила свой след на нас в 2021 году. После многих лет работы в нормальных условиях, мы столкнулись с чрезвычайно сложной ситуацией, со случаями COVID. Были случаи, когда нейрохирургические пациенты заразились коронавирусной инфекцией, поэтому мы не смогли их прооперировать, или оперировали, но сильно рискуя, одетые в защитные костюмы, с козырьками и т. д. В результате, пять врачей, которые оперировали одного инфицированного пациента, пострадали (заразились COVID, пр. ред.). И я прошел через COVID. Мы все выздоровели, в том числе и тот пациент”,- отметил Григоре Запухлых, директор Института неврологии и нейрохирургии им. Диомида Германа.
Со всеми трудностями из-за пандемии, в 2021 году нейрохирурги провели операции сложным больным, с инфарктом головного мозга, раком мозга, травмами головного мозга и др. Более того, в 2021 году были проведены новые операции, в том числе в сотрудничестве с зарубежными коллегами, которые, „даже в условиях пандемии, физически участвовали в операциях, проведенных в Кишиневе”.
„В 2021 году самое главное было то, что у нас начала развиваться эндоваскулярная нейрохирургия. Это малоинвазивный метод лечения, с минимальным травмированием пациента, с очень быстрым периодом выздоровления. Для лечения пациента больше не делаются надрезы. Мы проникаем внутрь сосудов, в самые священные места человеческого мозга. Если раньше пациент мог лишиться речи из-за тромба, превращаясь на 20-30 лет в инвалида, то сейчас этого больше не происходит, потому что мы можем оперативно удалить тромб. У нас по 5-6 таких операций в неделю (на головном мозге, пр. ред.). И у этих людей нормальная жизнь. Это большое чудо”. Этот метод можно применять в Кишиневе благодаря приобретенному в этом году Институтом неврологии и нейрохирургии оборудованию. „Мы приблизились к международным стандартам и сможем обслуживать наших пациентов по низкой стоимости, по сравнению с западными странами”, - отметил Григоре Запухлых.
Еще одним достижением в этом году стало обучение медицинских работников Института неврологии и нейрохирургии за рубежом. Были отправлены молодые специалисты в несколько мировых медицинских центров, это „молодые люди, которые учились у зарубежных коллег, даже в условиях пандемии, с физическим присутствием, в Швейцарии, в Москве, Киеве, Париже, Монпелье, в Буффало в США. Они принесли домой знания, заложили основу для внедрения новых методов лечения. Операции, проводимые в Кишиневе (высоко оцененные во всем мире, прим. ред.), уже становятся обычным делом”, - отметил Григоре Запухлых.
В настоящее время в мировой нейрохирургии „работают” около 1350 роботов. Это роботизированная рука, управляемая биоинженером и нейрохирургом, „которые сидят за одним столом, и ведут эту руку с помощью компьютера, удаляя опухоль или выполняя другую задачу. Мы намерены купить такого робота через Министерство здравоохранения. У нас будет рука, не дрожащая от эмоций и работающая с миллиметровой точностью”, - подчеркнул Григоре Запухлых.
„Следующим этапом нашей деятельности является функциональная нейрохирургия. Такие заболевания, как эпилепсия, болезнь Паркинсона, детский церебральный паралич - очень серьезные заболевания, можно будет лечить хирургическим путем, там, где лекарства не эффективны”, - отметил нейрохирург.
Григоре Запухлых работает в области медицины с 1979 года, с тех пор как окончил Медицинский институт в Кишиневе. С 1982 года начал заниматься нейрохирургией. В 1998 году стал доктором хабилитат. За заслуги в области нейрохирургии, Григоре Запухлых был награжден Орденом Республики.