Узурпация узурпированной власти ... Op-Ed Виктора Пелина

„Контраст, на который ссылается лидер ПСРМ и который в 2014 году воспользовался поддержкой президента Путина для того, чтобы стать политическим лидером, должен расстроить последнего. А такие недовольства могут быть для будущего ПСРМ еще вреднее, чем объединение с мафией и бандитами…”
---


Реабилитация путчистов

После того, как Конституционный суд (КС) по запросу президента Майи Санду констатировал 15 апреля 2021 года обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента, потребовалось достаточно времени, чтобы сделать определенные выводы. В этот период Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ) должна была предпринять ряд действий, объявленных лидером формирования Игорем Додоном. Последний выразил уверенность в том, что „история 2019 года повторяется, но в роли узурпатора выступает Майя Санду, которая использовала КС”. Общественное мнение остается в ожидании конкретных действий, объявленных лидером ПСРМ:

  • высказывание вотума недоверия трем членам Конституционного суда и требование об их отставке;
  • обращение к международным партнерам с призывом вмешаться и пресечь попытку государственного переворота для восстановления правового государства в Республике Молдова.

По всей видимости, инициатива лидера ПСРМ будет иметь судьбу многих других инициатив и обещаний, которые никогда не были реализованы. Действительно, перед тем, как заявить об узурпации власти 2019 года, лидеру ПСРМ следовало бы объяснить гражданам, что же установила парламентская Комиссия по расследованию фактов и правовых обстоятельств, касающихся попытки антиконституционного путча, предпринятого Демократической партией Молдовы через Конституционный суд и Генеральную прокуратуру. Если он не помнит, то стоит напомнить ему, что расследование парламентской комиссии ничем не закончилось. Причины провала парламентского расследования вменяются ПСРМ и ее членам:

  • во-первых, председателем парламентской Комиссии по расследованию попытки антиконституционного путча 2019 года в течение двух месяцев был член фракции ПСРМ Владимир Цуркан, который также был председателем Государственной комиссии по выяснению событий 7–8 апреля 2009 года. Стоит отметить, что обе комиссии по расследованию резонансных дел во главе с Владимиром Цурканом не дали никаких результатов;
  • во-вторых, вскоре после смены руководства парламентской Комиссии по расследованию попытки антиконституционного путча, ПСРМ приняла решение о формировании парламентского большинства, формализованного несколько месяцев спустя, с Демократической партией Молдовы (ДПМ), которую она только что обвинила в попытках антиконституционного путча. Естественно, новые партнеры по коалиции больше не могли рассматриваться как путчисты, которые участвовали в попытке узурпации власти. Поэтому фракция ПСРМ и ее члены из парламентской комиссии по расследованию снисходительно отнеслись к новым партнерам по коалиции;
  • в-третьих, после создания большинства ПСРМ - ДПМ многие из тех, кто фигурировал в расследовании парламентской комиссии, в том числе бывшие члены Конституционного суда, посредством которых предполагалось, что была предпринята попытка путча, просто отказались участвовать в слушаниях;
  • в конце концов, после того, как предполагаемые путчисты получили защиту ПСРМ, парламентская следственная комиссия, по сути, прекратила существование после отставки ее председателя.

Таким образом, после создания большинства ПСРМ - ДПМ в ноябре 2019 года оказалось, что Декларация о признании Республики Молдова захваченным государством является банальным политическим заявлением, без какого-либо влияния на ситуацию, созданную после побега из страны лидеров Демократической партии и Партии „Шор”. В этом контексте ожидалось, что и Генеральная прокуратура закроет дело об узурпации власти, хотя генеральный прокурор высказал другое мнение. Однако после создания большинства ПСРМ - ДПМ стало ясно, что бывшие члены КС, как и бывший генеральный прокурор, поспешили подать в отставку. Им абсолютно ничего не угрожало.

Реабилитация парламентской группы беглецов Плахотнюка и Шора

После раскола ДПМ, в рамках формирования появились разные группы, в том числе связанные с олигархом Владом Плахотнюком, обвиняемый в незаконном и антиконституционном контроле над государственными учреждениями. Кроме того, всплыл совместный, согласованный интерес парламентских групп Влада Плахотнюка, главного бенефициара кражи миллиарда, и Илана Шора, посредством которого было осуществлено банковское мошенничество. Эти группы даже реорганизовались в парламентскую платформу За Молдову, чтобы показать свою политическую силу. Ее члены были названы лидером ПСРМ, мечтавшем о втором президентском мандате, экспонентами интересов мафии и бандитов (мин. 7.00-15.21): “... с этим парламентом больше нечего делать... 16-17 депутатов покинули свои фракции, их купили, поэтому единственное решение - досрочные парламентские выборы. У Палхотнюка уже 23-24 депутата... Он хочет прийти к власти. Знаете, как обычно делают бандиты? Бандиты создают проблемы, а затем приходят и предлагают решать их. Сейчас Шор, Канду и Планотнюк пытаются выйти на дискуссии... Все понимают, что это проект Плахотнюка... Так что знайте, что принципиальная, официальная позиция ПСРМ и президента (Додона) следующая - у нас нет никаких разговоров с мафией и бандитами Плахотнюка и Шора. Майе Санду и Андрею Нэстасе хочу дать совет - не связывайтесь с мафией и бандитами. Если вы свяжетесь с бандитами, у вас не будет будущего. Я хочу, чтобы вы знали мою позицию. Я сделаю все возможное, чтобы в ближайшее время начать все процедуры, чтобы инициировать досрочные парламентские выборы. Это принципиально, этот парламент должен быть очищен, и подавляющее большинство граждан этого хотят... сразу после президентских выборов первым указом нового президента, избранного народом, должен быть „роспуск парламента и досрочные парламентские выборы”. Я сделаю все возможное именно для этого сценария”.

Несмотря на все эти заявления, 11 февраля 2021 года ПСРМ сформировала парламентское большинство с этой группировкой мафии и бандитов, реабилитировав и облагородив их. Таким образом, видим драматическую инволюцию Игоря Додона, который всего несколько месяцев назад, когда был президентом и мечтал о новом президентском мандате, твердо выступал против мафии и бандитов, представители которых должны были быть исключены из парламента посредством досрочных парламентских выборов; он предупреждал своих главных политических оппонентов ни в коем случае не связываться с мафией и бандитами, потому что рискуют не иметь политического будущего. Однако после поражения на президентских выборах, лидер ПСРМ пришел к выводу, что единственной возможностью выживания возглавляемого им формирования является создание парламентского большинства с мафией и бандитами. Таким образом, каждый гражданин, но особенно избиратель ПСРМ, может судить о принципиальной, официальной позиции ПСРМ и президента (Додона).

Таковы обстоятельства, при которых решимость президента Майи Санду, которая оставалась верной принятым обязательствам (содержащимся и в документах ПСРМ), касающихся захваченного государства, расследования антиконституционного путча, очищения государственных учреждений от коррумпированных элементов и т.д., были квалифицированы ПСРМ, наряду с представителями мафии и бандитов, как попытка узурпации власти.

Вместо выводов – ПСРМ „не имеет будущего”

ПСРМ и ее лидер Игорь Додон по очереди реабилитировали через парламентские коалиции сообщников главных фигурантов кражи миллиарда - Плахотнюка и Шора. Сначала были реабилитированы путчисты, которые избавились от страха перед парламентской комиссией по расследованию антиконституционного путча. Затем были реабилитированы и даже облагорожены представители мафии и бандитов.

Конституционный суд вынес решение о роспуске парламента, исходя из анализа и синтеза собственной юриспруденции. Несмотря на то, что могут быть разные мнения относительно заключения КС, однако, его нельзя лишать права принимать решения, которые не позволяют правительству долго оставаться временным. С одной стороны, меняющаяся позиция лидера ПСРМ, лишенная принципиальности, и непримиримая позиция президента Майи Санду, с другой стороны, в отношении роспуска парламента представляла реальную опасность для увековечивания временного правительства. Президент Майя Санду объявила, что скорее уйдет с поста, чем утвердит правительство мафии и бандитов: „Мы не имеем права допустить повторный захват государства. Народ является настоящим обладателем власти в государстве и он может справиться с этой ситуацией. На досрочных выборах или на референдуме люди решат свое будущее и будущее страны”. С другой стороны, лидер ПСРМ выразил решимость не начинать процедуру отставки Майи Санду в случае отказа назначить правительство большинства ПСРМ и Шора. Естественно, что у процедуры отставки не было шансов на успех. Поэтому заключение КС о роспуске парламента создало необходимые условия для выхода из правительственного кризиса и недопущения его эскалации.

Обвинения ПСРМ и ее лидера в адрес президента Майи Санду и КС в узурпации власти - это аберрация. Фактически, попытка узурпации узурпированной, но нерасследованной власти может означать лишь попытку освобождения от узурпаторов путем приглашения суверенного народа на избирательные урны. Естественно, что нет никаких гарантий того, что на досрочных выборах ПСРМ и представители мафии и бандитов не получат большинство голосов, но это возможное большинство ПСРМ и Шор будет узаконено самим суверенным народом, который, как мы хорошо знаем - если у него есть возможность свободно выбирать власть, то он заслуживает собственной судьбы.

Страх ПСРМ и ее лидера перед досрочными парламентскими выборами объяснил сам Игорь Додон - у кого союз с мафией и бандитами, у того нет политического будущего. Поэтому для избежания досрочных выборов, ПСРМ прибегла к изобретению всевозможных дешевых трюков. Одним из них является требование об отставки президента Майи Санду, чтобы досрочные парламентские выборы состоялись вместе с президентскими. Это происходит после того, как социалисты объявили, что будут избегать начала конституционной процедуры отставки. Эта странность лидера ПСРМ крайне неуместна, поскольку она, с одной стороны, создает резкий контраст между заявлением об отставке президента Майи Санду на фоне выступления ПСРМ в пользу коалиции с мафией и бандитами, а с другой стороны, с событиями в России, где сотни тысяч граждан требуют отставки президента Путина, обвиняя его в создании в самой богатой стране мира авторитарного, олигархического режима, настоящую клептократию. Контраст, на который ссылается лидер ПСРМ и который в 2014 году воспользовался поддержкой президента Путина для того, чтобы стать политическим лидером, должен расстроить последнего. А такие недовольства могут быть для будущего ПСРМ еще вреднее, чем объединение с мафией и бандитами.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.