Есть несколько причин для анализа того, как украинские беженцы строят отношения с молдавскими гражданами. Речь идет об очень обширной и важной проблеме, которая имеет большое влияние как на внутреннюю ситуацию в Республике Молдова, так и на региональную ситуацию, которая крайне дестабилизирована из-за российско-украинской войны, происходящей совсем рядом. В связи с этим достаточно вспомнить, что в начале массового потока беженцев из соседней страны было много серьезных попыток разжечь ненависть между беженцами и принимающими сторонами, и эти попытки касались не только Республики Молдова. Эту тему обсудили участники публичных дебатов „Украинские беженцы: семьдесят пять дней мирного сосуществования в Молдове во время войны на их Родине”, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что после провозглашения Республикой Молдова и Украиной независимости, оба государства подписали более 20 двусторонних документов в разных областях. По его мнению, самым важным документом является Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Украиной от 23 октября 1992 года. „Если говорить об основных международных документах, регулирующих текущую ситуацию с беженцами, то можно упомянуть Конвенцию 1951 года о статусе беженцев. Это фундаментальный документ гуманитарного международного права, относящийся к беженцам. Республика Молдова присоединилась к этой Конвенции законом от 23 ноября 2001 года”, - объяснил Игорь Боцан.
По словам эксперта, в Конвенции оговаривается, что статус беженца предоставляется любому лицу, которое из-за внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, которые серьезно нарушают общественный порядок в стране его происхождения или чье гражданство у него есть, был вынужден покинуть место жительства. „Конвенция устанавливает правовой режим беженцев, включая права и обязанности беженцев по отношению к странам, которые предоставляют им убежище. Это права, которых имеют беженцы - право на работу, право на образование, право на обращение в суд и т. д. Граждане-беженцы должны быть интегрированы в страну, которая их принимает, и это международное обязательство нашей страны”, - сказал Игорь Боцан.
Ююридический советник по процедурам убежища из Правового центра адвокатов Ион Бамбуляк считает, что понятие беженец, широко используемое в Молдове, не совсем правильное. „Беженец - это человек, который просит убежище, а в реальности, однако, всех людей, укрывающихся от войны, обычно называют беженцами. Однако, в зависимости от этих понятий, формируются и статистические данные. Например, насчитывается более шести тысяч ходатайств о предоставлении убежища. Но если речь идет о людях, приехавших в Республику Молдова, то эта цифра значительно выше и даже точно не подсчитана, считается что их несколько сотен тысяч”, - сказал он.
„Самое большое гуманитарное бремя в Европе легло на Республику Молдова. На данный момент я не могу сказать точно, сколько беженцев в целом находится в нашей стране, потому что у меня нет статистики. Но, если говорить о процедуре и системе предоставления убежища, то это самая большая цифра за всю историю Республики Молдова, и это задача, с которой Республика Молдова справляется”, - сказал Ион Бамбуляк.
Администратор Центра временного размещения беженцев по ул. Друмул Виилор в Кишиневе Роман Руссу говорит, что большинство беженцев - это семьи, состоящие из матерей, бабушек и детей. Кроме того, большинство из них происходят из южных регионов Украины, которые расположены ближе к Республике Молдова - Одессская, Херсонская области и т. д. Те, кто приезжает в Молдову из более отдаленных регионов, как правило, приезжают к родственникам, которые предоставляют им кров.
„В нашем центре люди остаются временно, и, как мы понимаем, большинство из них уезжают в другие страны, в страны Европейского Союза. Те, кто остается здесь, остаются, потому что чувствуют, что Молдова ближе к их Родине, Украине, а также потому, что здесь больше людей, которые понимают и говорят по-русски. Или они с оптимизмом ждут, что война скоро закончится, и они смогут вернуться домой, на свою родину”, - заявил Роман Руссу.
Беженец и менеджер по коммуникации центра временного размещения беженцев по ул. Друмул Виилор Кирилл Приходько отметил, что очень сложно не покидать страну и не становиться беженцем в ситуации, когда приходиться скрываться в подвалах, чтобы спасаться от бомб агрессоров. „Никто не верил в открытую и масштабную военную агрессию против Украины. Мы много слышали об этом в течение восьми лет, но мы, украинцы, не воспринимали это всерьез, несмотря на предупреждения. Но когда это происходит, и когда вы просыпаетесь в 05.00 утра из-за авиаударов, у вас нет времени обдумывать решения”, - отметил молодой человек.
По его словам, украинцам пришлось покинуть свою страну и потребовать статус беженца. И даже если это не первое решение, которое приходит им в голову, тем не менее, уже около пяти миллионов украинцев были вынуждены стать беженцами вопреки их воле. Из собственного опыта он может сказать, что решение было быстрым, потому что у него есть мать и сестра, которых он должен защищать. Соответственно, по его словам, решение было принято в пользу безопасности, а не других убеждений. Кирилл Приходько добавил, что, благодаря его знаниям, он может быть полезнее для Украины из-за рубежа, чем сидеть в подвалах.
„Почему Молдова? Многие украинцы ответили бы, потому что Молдова находится близко к их дому, и многие из них хотят вернуться домой как можно скорее, надеясь, что война закончится”, - сказал Кирилл Приходько.
243-е публичные дебаты на тему „Украинские беженцы: семьдесят пять дней мирного сосуществования в Молдове во время войны на их Родине” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.