Участие приднестровцев в выборах: между благом и опасностью. Анализ Валерия Василикэ

Без такого процесса информирования и консультаций, призванного обеспечить широкую поддержку будущих действий или бездействий, нынешнюю власть ждет неопределенное будущее, также как и европейский курс страны…
---

Тема участия жителей восточного региона во всеобщих выборах в Республике Молдова не нова, зародившись еще в начальный период установления сепаратистского режима в этом регионе при многосторонней и незаконной поддержке Российская Федерация. Однако с тех пор два обсуждаемых главных вопроса - является ли это участие благом или, напротив, опасностью для судьбы Республики Молдова - претерпели существенные изменения, причем оба, параллельно.

О преимуществах

С одной стороны, это участие кажется очевидным преимуществом, поскольку остается одним из немногих официальных проявлений связи населения региона с родиной, Республикой Молдова. Неофициальные, персональные отношения являются более многочисленными и многоуровневыми на протяжении всего приднестровского конфликта, что свидетельствует о его сугубо политической или, точнее, геополитической природе. Разрыв даже этих немногочисленных официальных отношений, по-видимому, пагубно может сказаться на процессе реинтеграции страны, хотя бы в более отдаленном будущем.

В то же время явка на выборах отражает, а возможно, и постепенно стимулирует определенные качественные изменения в обществе региона. Так, если на президентских выборах 2020 года 74,25% приднестровских избирателей проголосовали за пророссийского Игоря Додона, и только 13,34% за проевропейскую Майю Санду, то на прошлогодних президентских выборах разрыв между „менее проевропейским” кандидатом Александром Стояногло и проевропейским кандидатом Майей Санду значительно сократился: 35,41% за Александра Стояногло против 25,21% за Майю Санду. Тенденции можно проследить и по тому, как на президентские выборы 2024 года пришло больше избирателей из приднестровского региона, чем на президентские выборы 2020 года, а также на все предыдущие выборы за период независимости. Кроме того, 37,44% избирателей региона проголосовали на референдуме за включение европейского будущего в Конституцию Республики Молдова, что выше уровня многих районов на правом берегу Днестра, население которых пользуется многими социальными проектами, реализуемыми на европейские деньги на протяжении десятилетий.

Правда, эти тенденции значимы больше в качественном смысле и меньше количественно, потому что проевропейские голоса приднестровцев в прошлом году колеблются всего между пятью тысячами и шестью тысячами избирателей из более чем 1 600 000 избирателей, принявших участие в прошлогодних выборах, например.

Почему опасность?

С другой стороны, участие приднестровских избирателей представляет собой серьезный риск или даже большую опасность, поскольку ставит под угрозу избирательный процесс, который включает не только опускание бюллетеней в урну в день выборов, но и многие другие компоненты, к которым они не имеют доступа: к правдивой информации о кандидатах и их избирательных платформах, к средствам массовой информации, освещающим избирательные кампании, к предвыборным дебатам и избирательным плакатам и ко многим другим компонентам качественного избирательного процесса, отвечающего международным стандартам. Эти стандарты закреплены не только в официальных актах Республики Молдова, но и международных организаций, например, в „Кодексе положительно практики в сфере избирательного права” Венецианской комиссии, в котором отмечается, что демократические выборы должны быть обязательно свободными, справедливыми, тайными, всеобщими и т.д.

Таким образом, избирательное право, как основа демократии, остается неизвестным, неосознанным и нереализованным для подавляющего большинства граждан Молдовы, жителей приднестровского региона, отчасти для тех, кто все же добирается до избирательных участков. И все это происходит потому, что сепаратистская администрация на протяжении трех с лишним десятилетий запрещает любую избирательную деятельность на территории региона во время выборов, организуемых конституционными властями.

В свою очередь, такой „слепой” способ голосования ставит под угрозу качество управления в Республике Молдова и качество государства в целом. Но степень компрометации одна, если допустить, что эта категория избирателей голосует самостоятельно, по интуиции или после консультаций с более электорально-информированными родственниками, например, с правого берега Днестра. И уж совсем опасной является компрометация, когда значительную часть избирателей региона доставляют на избирательные участки организованно, с нарушением избирательного законодательства, за деньги и с четкими инструкциями, за кого голосовать.

Случай на мосту между Резиной и Рыбницей, освещавшийся в прессе в день второго тура прошлогодних президентских выборов, - достаточно актуальный, но не единственный в этом смысле. Безусловно, в таких случаях можно говорить о компрометации национальной безопасности во всех ее проявлениях, включая социальную, политическую, экономическую, оборонную, цивилизационную и т. д. Это реальность, подтвержденная почти всеми национальными и международными миссиями по наблюдению за выборами в Республике Молдова на протяжении как минимум десятилетия, а также подтвержденная Конституционным судом, в частности, после президентских выборов 2016 года.

Беспрецедентная синхронная атака

Степень такой опасности значительно возросла за последние несколько лет, достигнув пика во время президентских выборов и конституционного референдума в прошлом году, когда произошла синхронная атака на избирательный процесс в Республике Молдова как изнутри страны, так и извне. Помимо организованной незаконной перевозки избирателей, в том числе из приднестровского региона, имело место внешнее вмешательство „со стороны Российской Федерации, что негативно повлияло на избирательный процесс в Республике Молдова”.

Согласно Гражданской коалиции за свободные и честные выборы, в которую входит ряд НПО, специализирующихся в избирательной сфере, эти действия проявились в „незаконном финансировании избирательных кампаний, подкупе избирателей и дезинформационных кампаниях, направленных на влияние на электоральное поведение граждан. Тайная поддержка, оказанная подрывной сетью, и вовлечение незарегистрированной политической организации в мобилизационную деятельность на выборах оказали значительное влияние на честность избирательного процесса”. Для полноты картины добавим сюда массовую нелегальную транспортировку, по данным властей и СМИ, молдавских избирателей из Российской Федерации на избирательные участки, открытые, в Беларуси, Турции и Азербайджане.

Прошлогодние атаки были беспрецедентными по масштабам и продемонстрировали, что у Российской Федерации есть серьезные темные интересы в Молдове. Власти и эксперты утверждают, что Россия готовит следующий эпизод вмешательства в парламентские выборы в Молдове, которые пройдут в этом году, с той же целью - дестабилизировать ситуацию в стране. На данном этапе на первый план выходит „фрагмент” с прекращением поставок газа в приднестровский регион в нарушение контрактных положений и международных правил, регулирующих эту сферу. Цель этого „фрагмента” - вызвать широкое социальное недовольство на обоих берегах Днестра, призванного нанести удар по нынешним властям и способствовать приходу к власти пророссийских политических сил, с отказом от европейского курса Республики Молдова и возвратом станы в подчинение России.

Насколько можно судить, действие происходит при полном сговоре с лидерами сепаратистского режима Тирасполя, которым отведена роль исполнителей российских планов в отношениях с конституционными властями, а также с населением региона, чтобы направить его недовольство „в нужное русло”. При таком амбициозном сценарии следует ожидать, что тираспольские лидеры окажут всемерное содействие в организованной доставке беспрецедентного числа избирателей с молдавским гражданством из региона, а также будут всячески поощрять и указывать, за каких субъектов избирательного процесса они должны голосовать. В пользу этого предположения говорит и авторитарный характер режима, без воли которого до сих пор никому не удавалось организованно доставлять приднестровских избирателей на избирательные участки в Республике Молдова.

На перепутье принятия решений

В таких условиях молдавские власти обязаны предвидеть и противодействовать подобным сценариям. Для этого у них есть два пути: реактивный или проактивный. Реактивный вариант более привычен для них, и они используют его чаще, в том числе для того, чтобы избежать конфликтов и дестабилизации, еще более серьезных, чем те, которых они хотели бы избежать.

Но повышенный уровень угроз на современном этапе заставляет их чаще применять и активный вариант. Один из способов, предлагаемых определенной категорией экспертов, является приостановка права голоса для жителей приднестровского региона, чтобы противостоять сценарию их организованной транспортировки в беспрецедентных масштабах, например, от 100 тысяч до 200 тысяч, по сравнению с максимальным количеством избирателей региона, например, около 16 тысяч принявших участие в прошлом году.

Это предложение встречает как одобрение со стороны сторонников, так и критику со стороны противников. Поэтому было бы уместно проанализировать его плюсы и минусы или, согласно заголовку, блага и опасности.

Прежде чем рассмотреть их, необходимы несколько общих пояснений, которые могут быть полезны читателям, менее знакомым с положением дел вокруг приднестровского конфликта. Как было сказано, сепаратистский режим запрещает на подконтрольной территории любую избирательную деятельность, проводимой Республикой Молдова. Поскольку подавляющее большинство из примерно 300 000 жителей региона являются и гражданами Республики Молдова, Кишинев всегда организовывал избирательные участки на территории, контролируемой конституционными властями, где приднестровцы могут реализовать свое избирательное право. Естественно, эти избирательные участки расположены на больших расстояниях, поэтому избирателям приходится пользоваться различными видами транспорта, чтобы добраться до места назначения. Этими обстоятельствами пользуются определенные субъекты, которые хотят повлиять на результаты выборов и которые нарушают избирательное законодательство Республики Молдова, по крайней мере, двумя способами: организуют транспортировку и подкупают избирателей с помощью определенных вознаграждений, как правило, финансовых. Поскольку ожидается, что Российская Федерация будет активно участвовать в этом процессе на предстоящих парламентских выборах через сепаратистскую администрацию региона, предложение о приостановке права голоса должно рассматриваться в общем контексте российского вмешательства и угроз. В частности, следует также принимать во внимание угрозы по распаду Республики Молдова, с которыми в последние дни выступил Николай Патрушев, в настоящее время советник президента России Владимира Путина, а до недавнего времени секретарь Совета безопасности России.

О юридической стороне

Сначала о юридической стороне приостановки голосования. Согласно международным правилам, выборы не могут проводиться на оккупированных территориях, а приднестровский регион признан оккупированным Российской Федерацией, которая без согласия принимающей страны содержит военные войска в приднестровском регионе Республики Молдова (не путать с российскими военными силами, входящими в миротворческий механизм и законно находящимися в Зоне безопасности) как национальными, так и международными структурами. Таким образом Конституционный суд присвоил ему этот статус в своем решении 2017 года, и этот статус подтвержден официальным решением Парламентской ассамблеи Совета Европы, а Европейский суд по правам человека подтверждает его уже много лет и по  несколько раз в течение года, признавая Российскую Федерацию виновной в совершении многих преступлений в регионе сепаратистским режимом. И Конституционный суд, и Венецианская комиссия признают, что в таких случаях избирательное право не является абсолютным, то есть может быть ограничено.

Существует только один законный способ такого ограничения. Парламент должен внести поправки в Избирательный кодекс. Это может противоречить правилу, согласно которому поправки могут быть внесены не позднее чем за год до дня выборов, а выборы должны состояться уже летом или осенью этого года. Парламент, власти в целом имеют в своем распоряжении в качестве аргумента для обхода этого правила угрозы в адрес национальной безопасности, о которых было сказано выше. Но и с законодательной точки зрения нужно смотреть на вещи в целом. Возможно, в поправки следует включить упоминания об опасностях, исходящих от российско-украинской войны, которая идет совсем рядом, а также о гибридной войне России против Республики Молдова, о которой много и постоянно говорится, но которая, похоже, пока не нашла отражения в законодательстве.

Действия и обратная реакция

В контексте внешней опасности, с законодательной точки зрения, предложение о приостановке открытия избирательных участков в Российской Федерации и Беларуси заслуживает внимания, и для этого есть достаточно аргументов. Россия - страна, находящаяся в состоянии войны, и даже если она сама этого не признает, это признают многие государства и ряд важных международных организаций. Более того, именно из-за этого состояния войны, точнее агрессии против другого независимого государства, и Россия, и Беларусь находятся под жесткими международными санкциями, и Республика Молдова не может не сформулировать свою четкую позицию в этом отношении.

В то же время необходимо учитывать возможную крайне негативную реакцию на эти и другие меры в общем контексте некоторые части политических сил и общества Республики Молдова, в том числе в приднестровском регионе. Более того, в дальнейшем возможные новые власти определенной ориентации могут отменить эти ограничения и ввести другие, оправдываясь прецедентом, связанным с приднестровскими избирателями. Например, на поверхности лежит вариант политических сил „определенной ориентации” о запрете диаспоре участвовать в выборах, что стало бы катастрофой для Республики Молдова во всех отношениях.

Нет другого пути, кроме более эффективного диалога

Положение нынешней власти незавидное. Единственное ясное действие которое они должны предпринять на данном этапе, - это инициировать процесс широкого информирования и максимально широких общественных дискуссий со всеми социальными группами, политическими силами, научным сообществом, гражданским сектором, добросовестными представителями населения приднестровского региона и т.д. об этих и других преимуществах и опасностях для безопасности Республики Молдова и судьбы молдавского общества на данном историческом перекрестке. Без такого процесса информирования и консультаций, призванного обеспечить широкую поддержку будущих действий или бездействий, нынешнюю власть ждет неопределенное будущее, также как и европейский курс страны...

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.