Участие молодежи в голосовании: между неверными толкованиями и новаторскими подходами. Комментарий Михаэлы Федосеева и Михая Могылдя

«Учитывая растущую динамику эмиграции молодежи из Республики Молдова, расширение представителей второго поколения эмигрантов среди молдавской диаспоры, а также негативные последствия эмиграции для качества гражданского и электорального образования, особенно в сельской местности. На уровне политики необходимы устойчивые интервенции и действия, призванные отреагировать на воздействие новых социальных и демографических проблем на участие молодых людей в голосовании ... »
-----

Уровень участия молодых людей в голосовании в последние годы является актуальным вопросом как в процессе голосования, так и в период сразу после его завершения. По сути, этот вопрос привлек внимание общественности из-за неправильного толкования данных о явке молодежи в день парламентских или президентских выборов. Эти статистические данные, предоставляемые общественности в прямом эфире Центральной избирательной комиссией (ЦИК), часто неправильно анализировались местными СМИ, не понимая причин расчета, используемых избирательными органами. Это рассуждение касалось доли явки избирателей в каждой возрастной группе в общем количестве поданных голосов и не предназначалось для прогнозирования доли явки избирателей в каждой возрастной группе. Таким образом, часто создается ложное представление о том, что молодые люди будут участвовать в крайне малом количестве в опросах, их участие «оценивается» от 10 до 20% для возрастных категорий, установленных ЦИК: 18-25 лет и 26-40 лет. годы.

Массовый процесс эмиграции среди молодежи, коррелирующий с неточными данными о численности населения с обычным местом жительства, создает некоторые неточности в процессе анализа уровня голосования молодежи. В частности, из-за сокращения числа молодых людей с постоянным местом жительства потенциал молодых людей для участия в голосовании снижается, особенно из-за ограниченного географического охвата избирательных участков, открытых за рубежом. Принимая во внимание растущую динамику эмиграции молодежи из Республики Молдова, расширение представителей второго поколения эмигрантов среди молдавской диаспоры, а также негативные последствия эмиграции для качества гражданского и электорального образования, особенно в сельской местности. на политическом уровне необходимы устойчивые интервенции и действия, призванные отреагировать на воздействие новых социальных и демографических проблем на участие молодых людей в голосовании.

Сколько молодых людей у нас в стране и сколько из них голосуют?

Согласно действующему законодательству, молодые люди - это люди в возрасте от 14 до 35 лет. Официальные данные показывают, что количество молодых людей в Республике Молдова в последние годы неуклонно сокращается. Например, в период с 2017 по 2020 год количество молодых людей уменьшилось почти на 150 000, в настоящее время достигнув 680 000. В настоящее время молодые люди составляют более 26% населения с обычным местом жительства в Республике Молдова.

На последних трех национальных выборах в 2019, 2020 и 2021 годах явка молодежи колебалась от 37% до 51% (Pис.1). Самая высокая явка была зафиксирована во втором туре президентских выборов в ноябре 2020 года, когда в голосовании приняли участие 51,46% молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет, что составляет всего 1,3% по сравнению с общей явкой, зафиксированной на этих выборах. Фактически, эти выборы были единственными, по которым данные о явке молодежи были систематизированы Центральной избирательной комиссией (ЦИК) и представлены широкой общественности. При отсутствии совокупной информации по категории избирателей 18-35 лет, оценки показывают, что молодые люди становятся все более заинтересованными в выражении своего права голоса, регистрируясь в обоих сегментах (18-25 лет и 26-40 лет), увеличение примерно на 3. -4% между двумя парламентскими выборами в 2019 и 2021 годах.

 

18-25

26-40

Включено в списки

Участники

Уровень участия

Включено в списки

Участники

Уровень участия

2019

326 422

123 388

37,8%

941 144

373 634

39,7%

2020

295 290

154 167

52,2%

925 463

474 083

51,2%

2021

286 603

118 729

41,43%

914 163

405 296

44,34%

Pис. 1. Уровень участия молодежи в национальных выборах (2019-2021 гг.)

Эту динамику легко понять на фоне быстрого роста явки в диаспоре в период с 2019 по 2021 год, когда явка на парламентских выборах увеличилась более чем в 3,4 раза, примерно с 76000 в 2019 году до более 263000 в 2021 году. На фоне эмиграционного процесса, а также из-за довольно тесных связей между молдавскими гражданами за рубежом и постоянным населением, интерес молодежи диаспоры к выборам оставался высоким. Более того, облегчение процесса голосования за счет увеличения количества открытых избирательных участков в диаспоре со 123 в 2019 году до 150 в 2021 году способствовало более активному участию в голосовании, в том числе среди молодежи.

Проблемы связанны с участием молодежи в голосовании

Многие факторы, влияющие на участие молодежи в голосовании, трудно поддаются количественной оценке. Опросы, проводимые среди молодежи с целью выявления этих проблем, нерепрезентативны и часто ориентированы только на молодых людей, интегрированных в систему образования. Более того, из-за отсутствия набора общедоступных данных об участии молодежи в голосовании, которые должна предоставлять ЦИК по окончании каждых выборов, мы оказываемся в ситуации, когда оперируем оценочными и неточными измерениями.

Одним из ключевых вопросов, связанных с участием молодых людей в опросах, является их местонахождение в день голосования. В настоящее время около 30 000 студентов, проживающих за пределами Кишинева, обучаются в столичных университетах, а несколько тысяч других студентов с таким же статусом посещают курсы коллег и профессиональные училища. Десятки тысяч других молодых людей живут в Кишиневе, не декларируя свой новый дом и не меняя вид на жительство. Соответственно, накануне или в день общенациональных выборов эта группа избирателей оказывается в ситуации, когда необходимо предпринять какие-то дополнительные действия, чтобы иметь возможность реализовать свое право голоса.

В случае учеников и студентов, вопрос заключается в заполнении в день голосования заявления об их собственной ответственности за воздержание от многократного голосования. В случае лиц, голосующих в месте, отличном от места их проживания или проживания, необходимо либо подать декларацию о своей ответственности в орган местного публичного управления за 30 дней до дня выборов, либо выдать свидетельство о праве голоса на основании заявление, поданное в избирательный участок того избирательного участка, к которому он прикреплен. К сожалению, эти процедуры не пользуются большой популярностью среди избирателей, поскольку на парламентских выборах 11 июля 2021 года утверждается только 3195 заявлений о проживании. Нежелание молодежи следовать этим процедурам может быть вызвано плохой информированностью избирателей. или бюрократический характер документов, которые необходимо подавать в физическом формате, а не в интернете.

Другие причины, влияющие на участие молодежи в голосовании, связаны с качеством гражданского образования в доуниверситетском образовании, на которое серьезно сказывается растущее сокращение числа школ, учителей и студентов. Низкая вовлеченность молодежи в общественную деятельность, особенно в сельской местности, а также отсутствие устойчивых и представительных платформ для диалога между местными и молодыми органами государственной власти вызывают низкий интерес к политической активности на уровне населенных пунктов, городов и страны. . С другой стороны, эмиграция молодежи, в том числе школьного возраста, поднимает вопрос о близости избирательных участков и облегчении процесса голосования в диаспоре.

Cпособы увеличения участия молодежи в голосовании

Разработка решений по увеличению участия молодежи в голосовании должна начинаться с понимания статус-кво и социально-демографического контекста Республики Молдова в 2021 году. В частности, избирательные институты должны обеспечить систематизацию и публикацию данных об активности люди с ограниченными возможностями в возрасте от 18 до 35 лет на избирательных участках. В то же время, инструменты измерения явки по возрастным группам, используемые ЦИК, нуждаются в изменении. Возможной альтернативой в этом отношении было бы включение двух различных возрастных групп для представления уровня участия в день выборов: 18-24 года для измерения явки молодых людей, которые в основном являются частью системы образования, и 25-35 лет. , в основном заняты. Любые предложения государственной политики по этому вопросу должны основываться на соответствующей количественной информации, которую можно получить в результате этих изменений.

В краткосрочной перспективе внедрение электронного голосования могло бы решить как минимум две основные проблемы сегодняшнего дня: массовую эмиграцию молодежи и низкий уровень уведомлений об изменении места жительства и проживания накануне дня голосования. На практике электронное голосование освобождает избирателей, в том числе молодых людей, от процедур предварительной регистрации и подачи заявлений / деклараций относительно места их голосования в день голосования. В то же время электронное голосование создаст предпосылки для популяризации важности реализации права голоса среди молодежи и станет удобным решением для молодых людей в стране и за рубежом, независимо от их местонахождения. Потенциал голосования в диаспоре, где в настоящее время голосуют около 30% имеющих право голоса, намного выше, и его можно легко повысить за счет внедрения электронного голосования.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе за электронным голосованием должно последовать завершение школьной программы с блоками тем, связанных с важностью явки и ролью демократических процессов в стране. На уровне местных властей упор следует делать на инструменты гражданского вовлечения молодежи, такие как общественные консультации по различным проектам развития и составление бюджета с участием общественности. В то же время национальным властям необходимо способствовать полноценному функционированию районных молодежных центров и Национального агентства по развитию молодежных программ и мероприятий, у которых есть достаточные средства для проведения информационно-просветительских кампаний среди молодежи по вопросам голосования.
---

Михаэла Федосеева - программный ассистент Фонда Конрада Аденауэра Stiftung в Молдове. Ранее Михаэла была стажером и младшим научным сотрудником в Институте вропейской политики и реформ (IPRE).

Михай Могылдя руководит командой в рамках программы Европеизации в Институте европейских политик и реформ (IPRE). Oн является выпускником программы магистратуры в области Европейских политических и административных исследований в Колледже Европы (Брюгге).
---

Данный Комментарий опубликован в рамках проекта „Мы и Европа – Анализ молдо-европейских отношений с помощью инновационных медийных и аналитических продуктов”, реализуемого Институтом европейских политик и реформ (IPRE) в партнёрстве с Агентством IPN и Radio Chișinău, при поддержке Фонда Конрада Аденауэра. Мнения, представленные в этой редакционной статье, необязательно соответствуют позиции финансирующей стороны.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.