Проблемы, связанные с возможностью сбыта продукции яблок, вызвали снижение прибыли, а для некоторых экономических агентов – и сокращение рабочих мест. Хозяйствующие субъекты не могут продавать свою продукцию по рассчитываемой цене, потому что специализирующиеся на экспорте яблок посредники не принимают все сорта, к тому же в этом году предлагают гораздо более низкую оптовую цену. „Если в прошлом году цена, которую давали посредники, составляла в среднем 7-8 леев/кг, то в этом году – 2,5-3 лея, а для эксклюзивных сортов - 5-7 леев”, - заявил для IPN примар села Коликэуць района Бричень Лилиан Цапу.
На вопрос: „Как в нынешних условиях поступают экономические агенты с собранными фруктами?” Лилиан Цапу ответил, что есть хозяйствующие субъекты, которые могут себе позволить хранение урожая в холодильниках. Но есть и те, которые остались с урожаем в садах.
Одна из причин трудностей, с которыми сталкиваются производители яблок на севере страны, связана с повышением Российской Федерацией пошлин на импорт: с 1000 долларов США налог увеличился до 3000 долларов США на одно перевозящее яблоки транспортное средство. Российские власти объясняют повышение налога увеличением количества местной продукции. В целях защиты экономических интересов российских экономических агентов власти России повысили импортные пошлины на продукцию яблок. Более того, российские деловые круги призывают к установлению квот на ввоз яблок из Республики Молдова по примеру Евросоюза. „Есть также требования полного запрета импорта яблок в Россию”, - уточнил Лилиан Цапу.
По мнению примара Коликэуць, пути решения проблем производителей яблок заключаются в следующем: повышение качества продукции яблок (от яблок первого сорта до яблок высшего сорта), повышение уровня производственных субсидий (в ЕС субсидии на один гектар составляют примерно 200 евро, но они различаются в зависимости от сельскохозяйственных культур).
Руководитель одной из компаний по производству яблок в селе Коликэуць Влад Гамуряк сообщил для IPN, что возглавляемое им предприятие едва приступило к уборке урожая, потому что выращивает поздние сорта. Если цена продажи снизится хотя бы на 1 лей, то убытки экономического агента составят около 2 миллионов леев. На данный момент Влад Гамуряк не уверен, получит ли его компания прибыль, и не знает, насколько большой она будет. „Мы закладываем яблоки в склад-холодильник. Рассчитываем продать их на Новый год или после него. Если мы продадим их хотя бы по 6-6,50 лея/кг, то прибыль составит 1 лей за кг”, - подчеркнул Влад Гамуряк.
Другой производитель яблок из Коликэуць, Анатолие Жумига, отметил для IPN, что „отрасль плодоводства постепенно идет под откос”. Сейчас под вырубку идут 11 га фруктовых садов. В этом году он задолжал 1 млн. леев по кредитам на закупку пестицидов, к которым добавлен прошлогодний долг в 300 тысяч леев. В этом году увеличилась и оплата труда сельскохозяйственных рабочих, занятых на сборе урожая, с 250 леев в прошлом году за один день до 300 леев в день в 2021 году. Подорожало содержание сельхозтехники: техническое масло с 18 лей подорожало до 30 лей за литр. Дизельное топливо тоже существенно подорожало. „Схемы сети магазинов запчастей - начиная с шин и заканчивая жизненно важными деталями для эксплуатации машин - также стали очень дорогими”, - сказал Анатолие Жумига.
По мнению сельхозпроизводителей, государство должно комплексно подходить к проблемам производителей яблок.