Анализ IPN: Проевропейская ориентация Молдовы может стать необратимой проще и быстрее, если найдётся кто-то, готовый дополнительно тратить на эту цель 63 миллиона долларов США в год, в течение 4-5 лет. На текущий год достаточно менее половины этой суммы. Нахождение этих средств является относительно простой задачей, учитывая ту значительную помощь, которая уже была оказана Молдове до сих пор, с одной стороны, Европейским союзом и США, а также Японией, Швейцарией, Китаем и другими донорами, и с другой стороны, помощь Российской Федерации приднестровскому региону, контролируемому сепаратистским режимом.
---
На прошлой неделе Европейский парламент принял резолюцию, которая даёт Республике Молдова право требовать членства в Европейском Союзе, что означает вступление молдо-европейских отношений в совершенно новую фазу. Конечно же, это право предоставлено „при условии приверженности принципам демократии, уважения фундаментальных свобод, прав человека и прав меньшинств, а также обеспечения верховенства закона”, что весьма трудно достижимо, но не невозможно, по крайней мере в долгосрочной перспективе. Однако между запросом на вступление и присоединением необходимо выполнить и ряд других условий, быть может даже более важных, чем важные требования, озвученные европейским законодательным органом.
В широком смысле это означает, что внутри страны должна существовать политическая сила, способная сформулировать запрос от имени народа, а народ, в свою очередь, спустя некоторое время должен поддержать инициативу о присоединении к ЕС на общенациональном референдуме. Из этого следует, что проевропейские силы, нынешние и/или другие, должны управлять страной и после парламентских выборов ноября 2014 года, и, возможно, ещё один политический цикл после истечения четырёхлетнего мандата. Отсюда - огромная важность результатов осенних выборов, которые, по этой причине, будут иметь преимущественно геополитическое значение. Это ещё более труднореализуемая цель, чем указанные Евросоюзом условия, в особенности потому, что речь идёт об очень коротком периоде. Труднореализуемая, но, повторимся, не невозможная.
Молдавские парадоксы
Если бы парламентские выборы состоялись, как любят говорить социологи, в ближайшее воскресенье, то нельзя не учитывать опросы общественного мнения последних лет, которые по-прежнему свидетельствуют об относительном балансе проевропейских и проевразийских предпочтений жителей Республики Молдова. Эта картина во многом парадоксальна, учитывая значительное количество „конструктивного” внимания, которое оказывает Молдове Запад в виде грантов, стратегий развития, уже осуществлённых во многих населённых пунктах страны проектов развития и т.д., с одной стороны, и большое, но „менее конструктивное” внимание в форме различных эмбарго и массивной поддержки сепаратистского режима в Тирасполе, оказываемое Российской Федерацией. В данной ситуации важно понять истоки евроскептицизма жителей Молдовы и выяснить то, что требуется сделать для уменьшения их влияния, опять же, не совсем естественного для курса развития страны.
Долгосрочные источники евроскептицизма
Со значительной дозой уверенности можно допустить, что евроскептицизм подавляющего большинства его носителей основан на боязни новизны, на ностальгии и старых советских и постсоветских фобиях, в том числе на страхе объединения с Румынией, на неспособности властей сделать жизнь лучше и безопаснее в разумные сроки, на этническом и языковом факторах, но и на иллюзии более низкой цены на российский газ, как воплощения более низких расходов для проживания, которыя для того большинства сегодня отнюдь не легки. Не имеет особого значения, подпитываются ли эти представления реальными фактами и событиями и/или манипуляциями и дезинформацией, распространяемыми некоторыми политическими силами внутри страны и за её пределами. Имеет значение фактическое существование этих представлений в качестве источников евроскептицизма. В свою очередь, эти представления оказывают влияние на политическую культуру общества, лежащую в основе его политических действий, в том числе электоральных и в геополитическом контексте.
Для прекращения действия большинства источников евроскептицизма необходим продолжительный период времени, много усилий и ресурсов. Для устранения других, менее многочисленных, но при этом очень важных по силе своего проявления, потребуется не так много, учитывая огромную внутриполитическую ставку, поставленную на карту, а также геополитические тектонические движения, в частности связанные с украинским кризисом.
Лекарство от страха
Так, страх новизны и перемен, ностальгии и фобии, порождённые собственным опытом или переданные уже во втором поколении, усиленные привычкой исключительной ориентации на Восток, могут быть и будут со временем преодолены, благодаря естественному ходу вещей в процессе модернизации и раскрытия молдавского общества. В частности, свободное перемещение по Европе способно уменьшить страхи, фобии и ностальгию. Вероятно, потребуется не одна поездка и не одно посещение европейскими гостями домов молдаван, а также ответный визит хозяев на Запад, чтобы все мы убедились в преимуществах западного образа жизни. Также, потребуется не один год, чтобы Республика Молдова по собственной инициативе и/или вынуждаемая поставленными Евросоюзом условиями, согласно принципу „больше за большее”, успешно завершила реформы в судебной системе, в области борьбы с коррупцией, экономического роста, увеличения занятости, образования, здравоохранения, социальной помощи и др., что, в конце концов, будет означать ничто иное, как достижение уровня жизни, сопоставимого с желанными для нас условиями жизни европейцев.
Модели межэтнического сосуществования в ЕС
Время, а также открытость всему миру, а не только лишь Востоку, потребуются и для того, чтобы большее число проживающих в Республике Молдова представителей национальных меньшинств преодолели „восточный синдром”, как, предполагается, его преодолели меньшинства в странах Балтии, также бывших советских республиках, в настоящее время являющихся членами ЕС, с зарплатами, пенсиями и образом жизни, сопоставимыми с европейскими. По крайней мере, до сих пор не было зафиксировано ни тенденции массового оттока меньшинств в страны их происхождения, ни обращений с их стороны к этим странам о защите. К примеру, свобода поездок в соседнюю Румынию, без сомнений, уменьшит врождённый или приобретённый страх перед „объединением” с нею, в том числе потому, что уровень жизни там уже намного выше, чем в Молдове, и стал он таким в течение нескольких лет после вступления в ЕС. При наличии свободного и бесплатного передвижения можно без труда добраться из Румынии в Венгрию, чтобы собственными глазами убедиться в том, что отношения между двумя странами сегодня лучше, чем когда-либо на протяжении истории. И их совместное нахождение в составе ЕС является причиной продолжающегося улучшения этих отношений.
Отсюда рукой подать и до естественного вывода о необходимости взять в Республике Молдова на вооружение европейскую модель организации и управления межнациональными отношениями. Но для этого требуется время, продолжение и развитие естественных процессов, связанных с материальной жизнью и людским менталитетом. Фактически, эти условия совершенно идентичны тем, которые ЕС выдвигает в качестве условий присоединения: приверженность „принципам демократии, уважению фундаментальных свобод, прав человека и прав меньшинств, обеспечению верховенства закона”.
Дешёвый газ и большие пенсии между мечтой и коррупцией
С менталитетом и, в частности, с материальной жизнью связан ещё один источник евроскептицизма некоторых граждан Республики Молдова – мечта о доступе к баснословно дешёвому природному газу с Востока. Не имеет значения, что эта мечта никогда ещё не была осуществлена, что в нормальных экономических и политических условиях она не может быть реализована в принципе. Имеет значение лишь то, что она подпитывалась все эти годы и продолжает подпитываться как бедностью, которая характерна для многих евроскептиков, так и определёнными заинтересованными политическими силами, заявляющими: если будете „послушны”, то есть будете голосовать или поддерживать тех, кого следует, вы, наверное, получите дешёвый газ. Или как в анекдоте: если вы научитесь плавать, то мы нальём вам воду в бассейн...
Замечание о невозможности существования цены на газ, намного более низкой, чем регулируемая международным рынком, необходимо в связи с тем, что бесплатные поставки Российской Федерацией природного газа приднестровскому региону вот уже много лет осуществляются „на экономических и политических условиях, далёких от нормальных”. В реальности это означает прямую поддержку тираспольского сепаратистского режима, наносящую огромный ущерб территориальной целостности и политическому суверенитету Республики Молдова. Для тех, кто не в курсе: тираспольский режим продаёт населению полученный бесплатно российский газ, но по гораздо более низкой цене, чем та, что действует на правом берегу Днестра. Собранные таким образом средства поступают в „государственный” бюджет непризнанного образования.
В контексте затронутой проблемы подобное поведение одного из гарантов урегулирования приднестровского конфликта имеет деструктивный эффект в виде политического и морального коррумпирования правобережного населения страны, которое питает ложные надежды на возможность получения дешёвого газа „при условии не заглядываться на двор европейского соседа”. Вопрос о дешевом газе для Украины вполне представителен и уже себя исчерпал в этом сысле. А в условиях Республики Молдова такие действия по коррумпированию граждан еще имеют реальный эффект. Достаточно вспомнить совсем недавние попытки перевести расположенное в Зоне безопасности село Дороцкая из юрисдикции Республики Молдова под контроль сепаратистской администрации. Припев всё более знаком: „в Приднестровье и газ дешевле, и плата за коммунальные услуги меньше, и пенсии выше”. Кстати, плата за услуги по коммунальному обслуживанию низка также в связи с низкой ценой на газ, а пенсии немного выше благодаря прямым российским дотациям.
Позже может быть слишком поздно
Таким образом, сложный и личностный характер, бедность, политические манипуляции и сепаратизм сделали „дешевый газ” мощнейшим источником евроскептицизма и, соответственно, „евразийского оптимизма”, который способен „выстрелить” на осенних выборах в одну из двух целей – европейскую или евразийскую. К счастью, если опасность будет вовремя осознана, то против самого мощного оружия можно будет найти и самое простое и быстрое решение. Оно состоит в выделении правительством средств на покрытие по меньшей мере половины расходов населения на оплату потреблённого газа, начиная прямо с текущего года. Это станет реальным и осязаемым аргументом на предстоящих осенью выборах. Позже может быть слишком поздно.
Ряд простых расчётов свидетельствуют, что для этих целей будет достаточно 63-65 миллионов американских долларов в год в течение 4-5 лет, а в этом году хватит и половины суммы. Именно эти цифры всплывают, если учитывать, что в прошлом году за общий объём потреблённого газа Молдова заплатила чуть менее 6 миллиардов молдавских леев, а бытовые пользователи покрыли до 30 процентов от этой суммы. Они были бы весьма признательны, если бы кто-то помог им нести половину ежемесячного бремени счетов за газ, что составило бы приблизительно 63 миллиона долларов в год. За 4-5 лет наберётся около 300 миллионов долларов, что не является большой суммой, учитывая, что, в некотором смысле, это будет окончательная цена присоединения Республики Молдова к Европейскому союзу.
Важны первые 30 миллионов
Из всего объёма суммы наибольшую важность имеют чуть более 30 миллионов долларов за снижение расходов на газ в текущем году, в году выборов, потому что эти средства будут способствовать первому условию членства в ЕС – сохранению после ноября 2014 года проевропейского правления, которое будет в праве затем обратиться с запросом о присоединении. В общей сложности необходимы 4-5 лет такой финансовой поддержки населения, потому что именно в этот период будут завершены упомянутые выше реформы, которые, с одной стороны, будут означать выполнение условий по присоединению к ЕС, а с другой – обеспечат рост зарплат, пенсий, стипендий и других типов доходов, которые смогут покрыть фактическую стоимость природного газа и иные виды платежей. Никто в странах с достойными доходами населения не требует сокращения размера оплаты коммунальных услуг, который определяется экономическими механизмами, потому как политическая и экономическая системы этих государств обеспечивают гражданам доход, покрывающий расходы на жилищно-коммунальное обслуживание. Спустя несколько лет, и молдавская политическая и экономическая системы смогут обеспечить гражданам противоядие против массового политического подкупа.
Капля в море западной помощи
Конечно, сейчас правительство не располагает этими средствами и нуждается во внешней финансовой поддержке, желательно в виде помощи. По логике вещей, с данной просьбой можно обратиться к ЕС, США и другим донорам, поддерживающим европейскую ориентацию Республики Молдова и нельзя обращаться лишь к Российской Федерации. К помощи России могут прибегнуть, и, более чем вероятно, обратятся (если ещё этого не сделали), другие политические силы, которые желали бы развернуть Молдову в противоположном направлении.
60 дополнительных миллионов долларов в год не представляют для ЕС большой суммы, учитывая, что в 2007-2013 годах он уже предоставил Молдове из различных источников финансирования помощь в размере 632 миллионов евро, в среднем по 90 миллионов в год, а банки ЕБРР и ЕИБ, являющиеся структурами ЕС, добавили ещё один миллиард евро в виде кредитов на очень выгодных условиях. США также предоставили Молдове за последние 22 года более 1 миллиарда долларов в виде помощи, в среднем по 45 миллионов ежегодно. На днях и Швейцария объявила, что даст Молдове 46 миллионов евро. С другой стороны, до сего дня Россия поставила приднестровскому региону природный газ на сумму в 5,3 миллиарда долларов. В прошлом году Россия предоставила Тирасполю 60 миллионов долларов на инфраструктурные проекты по продвижению в регионе евразийской интеграции, добавив к этому 30 миллионов долларов на выплату пенсий и социальных услуг, что Россия осуществляет ежегодно.
„…если нет другого лома”
Конечно же, существует системное противоречие в этом предложении о снижении цены на газ для бытовых пользователей Республики Молдова. С одной стороны, мы осуждаем подкуп населения посредством подобных неэкономических инструментов, с другой – высказываемся в пользу их применения. С одной стороны, выступаем за „инструмент для ловли рыбы”, о котором говорится в Библии и которым нас учит пользоваться Европейский союз, с другой стороны – выбираем для молдавского народа „рыбу”, сделавшую жителей приднестровского региона зависимыми от наркотических инъекций, без шансов хоть когда-нибудь поймать собственную „рыбу”. Однако, с некоторых пор „рыба”, превратилась в настоящее оружие, очень мощное и очень эффективное, применяемое одной из сторон в противостоянии западного и восточного миров. И логика вещей подсказывает, что обе стороны должны владеть и применять все виды оружия, если не хотят потерять свои ставки, поставленные на карту. В русском языке существует пословица, смысл которой в этой связи понятен всем: „против лома нет приёма, если нет другого лома”.
„Моя страна может исчезнуть с карты мира”
Украинский кризис во всех подробностях выявил слабость „интеллектуальной” позиции ЕС в противостоянии с „ломом”, потому как на данный момент Евросоюз всё равно пытается разрешить проблему оплаты Украиной долга за поставленный Российской Федерацией газ в размере 2 миллиардов евро. И США были вынуждены предоставить украинцам один миллиард долларов для противодействия эффектам применения „лома” в политике. Чуть более 60 миллионов долларов для молдаван, за предотвращение „лома”, в действительности являются ценой, которую западный мир был бы заинтересован оплатить авансом, во многом для собственного удобства. Возможно, именно это имел в виду председатель парламента одной из стран Восточного партнёрства, когда в начале этого месяца обратился к Конференции председателей парламентов стран-членов ЕС с приблизительно следующим обращением: „Если европейцы не проснутся сегодня, то моя страна может исчезнуть с карты мира”.
Валериу Василикэ, IPN