Требования ЕС и (не)обратимость европейского курса Молдовы, OP-ED

 

 


Европейцы должны быть очень осторожными, но и реалистами в отношении того влияния, которое могут оказать, вольно или невольно, на результаты выборов...

 

Дионис Ченуша
 

Качество молдавских реформ снова было проверено в Брюсселе в рамках 4-го заседания Совета Ассоциации ЕС-Молдова (3 Мая 2018 года). Европейские представители обратили внимание на проблемные области программы реформ, такие как правовое государство, расследование банковского мошенничества и избирательная система. Большинство недостатков, на которые обратил внимание ЕС, имеют не менее двух лет стажа, или даже больше. Молдавское руководство настаивает на том, что реформы являются сложными, а для устранения проблем требуется время и усилия. В реальности, правящая партия контролирует правительство, может собрать более 51 голоса в парламенте и в любое время может миновать блокировки главы государства. Иначе говоря, политические и институциональные ресурсы властей являются достаточными для того, чтобы ускорить и завершить реформы. Тем не менее, ситуация в Молдове меняется медленно и, как правило, в результате действий партнеров по развитию. Задержки в реализации реформ мешают полному освоению Соглашения об ассоциации и создают предпосылки для появления нового недовольства у молдавской общественности.

Заявление, принятое по итогам Совета ассоциации, представляет собой сочетание критических, нейтральных и положительных мнений. Более критические формулировки, хотя и сильно разбавленные дипломатическим языком, принадлежат европейской стороне, в то время как нейтральные или положительные оценки вытекает из мнения молдавских властей. Совет Ассоциации управляется представителями ЕС и Молдовы, поэтому опубликованные им заявления не могут содержать открытую и острую критику. В результате, текст заявления является мягче и умереннее по отношению к властям, чем другие официальные документы, опубликованные ЕС в начале 2018 года: Отчет о реализации Соглашения об ассоциации (апрель текущего года) и Заключение Совета ЕС (февраль текущего года).

Более четкие оценки качеству реформ сформулированы в заявлениях Верховного представителя Европейского союза Федерики Могерини и Европейского комиссара по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнеса Хана. Несмотря на то, что приветствовали прогресс, достигнутый молдавской стороной, оба европейских представителей потребовали продолжить непрерывную борьбу с коррупцией, помимо продолжения структурных реформ. Из заявлений двух европейских чиновников вытекают ясно несколько идей. В первую очередь, поддержка ЕС предоставляется молдавским властям за выполнение Соглашения об ассоциации и улучшение жизни граждан, ни в коем случае не в поддержку властей, которые заявляют себя „проевропейскими”. Во вторых, из их оценки можно понять, что поддержка, как показывает макрофинансовая помощь, предоставляется при выполнении определённых условий, для которых были определены очень конкретные сроки. Наконец, европейские чиновники намекают на то, что будут судить о производительности молдавских властей в отношении демократии и по тому, как они проведут парламентские и местные выборы (в Кишиневе и Бэлць). Неопределенность, связанная с выделением первого транша макрофинансовой помощи, ожидаемого еще в прошлом году, только подтверждает осмотрительность, с которой ЕС рассматривает качество реформ.

Требования ЕС и конструктивное принуждение

Участие в интенсивном и решительном диалоге с молдавскими властями является самой надежной формой для того, чтобы поддержать реформы в движении, а так же для конструктивного принуждения молдавского политического класса. Эта логика позволяет предпринять несколько основных шагов. Для начала, ЕС может добиться со стороны молдавских властей более существенных результатов, не обещая взамен ничего больше, кроме того, что содержится в Соглашении об ассоциации. Помимо этого, европейские институты контролируют на общественном уровне политику Молдовы благодаря „предварительным политическим условиям”, связанным с макрофинансовой помощью. Более того, это сдерживает молдавские власти в области европейской интеграции до тех пор, пока избирательный процесс не преобразует, возможно, политическую сцену. Неизбежно, та же логика может принести пользу Демократической партии, которая пытается оправдать проевропейский профиль, тем самым повышая свои шансы расширить политический мандат после 2018 года.

Закрепленные европейской стороной требования в рамках Совета ассоциации (Совет ЕС, 3 мая 2018 года) касаются как старых реформ, но реализованных плохо, так и недавнего регресса, например, перехода к смешанной избирательной системе.

По линии демократических институтов, ЕС следит за правильностью избирательного процесса, существование функционального плюрализма в СМИ, а так же инклюзивного и представительного процесса принятия решений. Вне активной демократии, европейская интеграция попадает под влияние узких групп, становясь частичной и, соответственно, далекой от общих интересов.

В области правового государства, ЕС требует от молдавских властей, чтобы правосудие и борьба с коррупцией приобрели постоянный характер, который не требуют внешних условий для дальнейшего функционирования. Правовое государство-это суть европейского проекта, так как ответственность и равенство перед законом переходят национальные границы и усиливают интеграцию в пределах европейских границ. Помимо саморегулирования политического и социально-экономического взаимодействия, становясь функциональным, правовое государство создает взаимное доверие между государствами-членами и ЕС, между европейскими гражданами и Брюсселем. Таким образом, помимо привлечения иностранных инвестиций, хорошее применение законов в Молдове может восстановить авторитет государства в глазах своих граждан и властей в глазах ЕС. Поэтому, европейские институты требуют, чтобы расследование банковского преступления было завершено в самое ближайшее время, виновные лица были наказаны, а похищенные средства были возвращены. Неудачное расследование этого преступления после 4-х лет раскрытия может негативно сказаться на имидже большинства проевропейских политических сил на выборах 2018 года, независимо, где они находятся - в вершине или внизу политической пирамиды власти. А подлинный прогресс в расследовании банковского мошенничества может увеличить популярность ЕС, и это может положительно повлиять на политические проевропейские силы, критически настроенные против властей.

В коммерческой области, ЕС и Молдова договорились сотрудничать, чтобы максимизировать выгоды для граждан и укрепить оперативные возможности и независимость институтов, связанных с закупками, энергетическим сектором, правами интеллектуальной собственности, безопасностью пищевых продуктов и пр. Эти области могут получить помощь и опыт ЕС, а положительные результаты дают больше оптимизма, чем политические сектора.

(Не)обратимость европейского курса

В отличие от сдержанной или нейтральной тональности Брюсселя, молдавские власти выражают оптимизм в отношении хода реформ. По мнению премьер-министра Павла Филипа, внедрение Соглашения об ассоциации „идет хорошо”, а результаты последних двух лет являются благоприятными для европейского курса страны (Gov.md, 4 мая 2018 года).

Вопреки афишированному оптимизму, премьер пообещал, что власти намерены сделать европейскую ориентацию Молдовы „действительно необратимой” (Gov.md, 3 мая 2018 года). Признание того, что европейский курс страны является обратимым, с одной стороны, подпитывает страхи, распространенные в Брюсселе о прогнозируемой победе пророссийских сил на парламентских выборах 2018 года. С другой стороны, оно ясно показывает, что Демократическая партия пытается позиционировать себя как сила, которая хочет спасти европейский вектор.

Обращение за помощью к ЕС с целью борьбы с гибридными угрозами и ссылка на риски, связанные с возможным вмешательством извне в парламентские выборы сигнализирует о том, что власти не отказываются от использования российского фактора в предвыборных целях. Под предлогом этой угрозы, правящая партия стремится создать если не симпатии, то, по крайней мере, солидарность среди европейцев. Кроме того, молдавские власти, похоже, приучили ЕС к мысли, что проевропейские силы Молдовы должны создать коалицию в условиях рисков со стороны российского фактора и чтобы сохранить Соглашение об ассоциации после выборов. Это подтверждает предположение о том, что один из поствыборных сценариев, разработанных демократами, предполагает привлечение европейских актеров в переговоры для создания коалиции между ДПМ Владимира Плахотнюка и блоком партий во главе с Майей Санду.

Первая макроэкономическая помощь в июле или осенью?

Настоящим ударом для имиджа молдавских властей является отсутствие конкретной даты выделения первого транша макрофинансовой помощи. Европейские учреждения практически отказались утверждать первый транш по той причине, что власти имеют задолженности по выполнению одного отраслевого условия. На самом деле, основное возражение европейцев касается недовольства тем, как работает Национальный орган по неподкупности, который играет системную роль в борьбе с политической коррупцией. Если это учреждение не будет укреплено до июля, тогда ЕС может принять решение о перечислении первого транша в сентябре (Europa Liberă, 3 мая 2018 года).

В то же время, отсутствие условий для первого транша с конкретными изменениями в избирательном законодательстве является разочарованием для непарламентской оппозиции и гражданского общества. В этом случае, ЕС принял минималистский подход, обязуясь ценить результаты применения смешанной системы уже постфактум.

Для молдавских властей скорейшее предоставление первого транша имеет большое значение, так как создает дополнительное поле для политических маневров в важный предвыборный год. Известная попытками принятия контрреформ, правящая партия может совершить отклонения от текущих обязательств перед ЕС, связанных с демократическими институтами. Поэтому, получение денег до июля обеспечит демократам время для того, чтобы настроить темп и направление реформ, не рискуя потерей первого транша макрофинансовой помощи.

С другой стороны, отсрочка транша на осень не совсем выгодна и ЕС. Выделенная в преддверии выборов, помощь может стать административным ресурсом в руках властей. Также она может быть использована пророссийскими силами для того, чтобы обвинить ЕС в попытке повлиять на голосование молдаван.

Вместо заключения...

Проводимые Молдовой реформы недостаточно убедительные для того, чтобы восстановить имидж правящей партии в глазах Брюсселя. Независимость правосудия и активная борьба против коррупции представляют собой основные требования ЕС, использованные в качестве критериев для измерения реальной симпатии к европейской интеграции.

Даже с откладыванием, первый транш макрофинансовой помощи имеет избирательный характер. ЕС оставляет за собой право решать вопрос о перечислении денег на сентябрь, хотя предпочел бы сделать это до июля, в случае выполнения всех условий

Независимо от воли ЕС, европейский фактор будет центральным в избирательной кампании 2018 года. Поэтому, европейцы должны быть очень осторожными, но и реалистами в отношении того влияния, которое могут оказать, вольно или невольно, на результаты выборов.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.