Телевидение без Видения (тем ни менее, мне любопытно), OP-ED

Добрый день, и я прошу Вас с самого начала понять естественную субъективность, эта статья написана с точки зрения личного и профессионального опыта последних 8 лет, за которые я открыл 2 канала телевидения, 2 радиостанции, создал 15 сайтов и работал с более чем 500 журналистами и специалистами в этой области.

В прошлом году в СМИ по-прежнему обсуждались скандалы по нескольким темам: обязательная 8-часовая трансляция отечественного контента на телевидении, действующих в рамках национальной лицензии под юрисдикцией Республики Молдова, так называемый «антипропагандистский закон», запрещающий информационные бюллетени и ток-шоу политических ретрансляций и военных передач, в том числе из России (из стран, которые не ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении), фокусирование телевизионной рекламы на торговых домах, изменение аудитории телезрителей и другие темы.

Я помню 2010 год, когда «возрождение» рынка внутреннего аудиовизуального контента произошло путем запуска каналов Jurnal TV и Publika TV. Позже запускают телеканалы Canal 2 и Canal 3, основанные только на отечественном контенте. Позже канал TV 7 «вынужден» переключиться исключительно на отечественный контент и превратиться в TV 8. Realitatea TV запускается в 2014 году с 15 часами собственного контента (отечественного), но трансляция закрывается в 2018 году. В то же время, в последние годы больше телеканалов появилось, чем исчезло. Это является явным признаком того, что есть желание и минимальные предпосылки для развития местного телевидения с достаточным количеством творческих людей, которые все еще находятся в Молдове. И мне любопытно, почему мы говорим, что это невозможно, когда это просто сложно?

С другой стороны, к сожалению, существует большое препятствие для развития местного телевидения, и это учитывая тот факт, что из 17 наиболее важных телеканалов, расположенных в Кишиневе, 9 основаны на ретрансляции, 7 из них с ретрансляцией из России и 2 из Румынии. На эти телеканалы приходится около 70% аудитории телезрителей, и усилия по созданию местного продукта связаны с недобросовестной конкуренцией с повторно переданным контентом из России и Румынии, которые, действуя на больших рынках (финансовых и производственных мощностях), вкладывают гораздо больше в качество контента. С другой стороны, пользуясь усилиями телеканалов, что они ретранслируют, телеканалы-ретрансляторы получают большую часть денег от внутренней рекламы, потому что логически они имеют большую аудиторию, и 75% рекламных мест на этих каналах находятся в ретранслированных слотах. Более того, часть денег на рынке (около 7-10%) отправляют за границу в качестве платежей за права ретрансляции. И мне любопытно, почему мы косвенно финансируем иностранный контент и не используем местное финансирование для развития внутреннего рынка?

В то же время государство со спонсорами и международными партнерами придерживаются все более активной позиции по вопросам развития местного контента, парламент голосует за изменение Кодекса Телевидения и Радио для установления минимального времени трансляции местного контента в 8 часов, а спонсоры объявили гранты на сумму от $ 2,5 млн за трансляцию местного контента, как на румынском, так и на русском языках. С другой стороны, ретрансляционные телеканалы, некоторые даже получающие гранты, «предупреждают» международное сообщество, а иногда и национальное, о том, что 8 часов это слишком много, и рынок не может этого сделать, даже если большинство из этих телеканалов работают в Молдове более 10 лет. Недавно я прочитал «обращения» телеканалов RTR Moldova, PRO TV, TV8, Canal Regional, API и CJI к международным партнерам. Я понимаю логику и «мотивацию» каждого из подписавшихся, меньше понимаю, как CJI «укусил» его и подписал. И мне любопытно, что должны сказать нам наши партнеры по развитию - дорогие молдаване, не подвергайтесь пыткам, ретранслируйте дальше, потому что из этого выйдет только хорошее?

С другой стороны, уже год спустя парламент вместе со своими международными партнерами по развитию (Совет Европы, ЕС, Посольство США, Freedom House, Интерньюс и др.) В рамках Совместного проекта Европейского Союза и Совета Европы «Содействие свободе и плюрализму» СМИ в Республике Молдова» создали Рабочую группу по законодательству в области средств массовой информации, в которой национальные и международные эксперты, представители средств массовой информации, медиа-НПО, органов власти, спонсоров и заинтересованных сторон вносят свой вклад, используя знания и деньги для улучшения законодательства в области средств массовой информации, посредством комплексного подхода к этой области, впервые за 25 лет независимости Республики Молдова. Восемь подгрупп уже создали несколько инициатив: Кодекс аудиовизуальных медиа-услуг, Концепция информационной безопасности, Закон о рекламе, Национальная концепция развития средств массовой информации, поправки к Закону о доступе к информации, Закон о свободе выражения, Закон о защите личных данных, о Законе о петициях, Законе о государственной тайне, Законе о печати, Законе о почтовых сообщениях, о внесении поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, создании налоговых возможностей для средств массовой информации путем внесения изменений в Налоговый кодекс и таможенные правила, Закон об установлении инвестиционной схемы в области кино- и аудиовизуальных произведений. Все проекты были разработаны медиа-НПО, в которых участвуют национальные и международные эксперты, финансируемые развитыми партнерами.

Там не было простым решение о Рабочей группе и установление целей, создание которого  является компромиссом большого объема вопросов в этой области, необходимости их  комплексного решения  для перехода на новый этап и, конечно, настоятельных требований партнеров по развитию, питаемые «жалобами « активистов  в этой области. Кто и как участвовал и способствовал в мероприятиях в подгруппах и Рабочей группе, я не буду комментировать, важно, что события имеют место , как правило, прогрессируют, а законодательство всесторонне изменяется .  Мне также любопытно узнать, хотим ли мы или сделать законодательство и медиа-рынок  более прозрачными и функциональными, или мы продолжаем полемику без экспертиз?

Мой субъективный вывод состоит в том, что значительная часть этих скандалов представляют  ветвь политической борьбы, и большинство надглавых исполнителей увязли в этой битве. Сожалею о том, что слишком мало думают о том, как правильно построить медиа-рынка и в национальных интересах, даже если у нас есть все инструменты по восстановлению рынка так, чтобы он действовал на экономических и плюралистических принципах, и 90% этих проблем  естественным образом отпали  бы, и больше не  существовали бы. Тем не менее, я также с нетерпением ожидаю и международные экспертизы  проекта Кодекса Вещательных услуг , чтобы понять, если мы делаем шаг вперед, чтобы решить проблемы или переходим к разработке нового образа медиа-рынка.

Медиа-рынок в Молдове исторически сформировался как нетипичный и полный аномалий, и подход в этой области должен начаться с цели обеспечения безопасности информационного пространства Республики Молдова. Вызовы  слишком велики, и на данный момент у Молдовы недостаточно денег, чтобы конкурировать с качеством создаваемого контента , и соответственно  государство должно создавать условия и защищать информационное пространство и рынок средств массовой информации. Так, что было всем понятно,  все спорят насколько  открытыми или закрытыми должны быть  ворота двора телевидения  , но на самом деле у нас нет забора ... и соответственно входят все кому не лень и делают все, что хотят.

Решение этой проблемы настолько же просто и так и сложно, но оно сводится к отказу от ретрансляции, основанной на национальной лицензии на телевидение.

Телевидение - это важное социальное дело, в котором медиа-учреждения должны взять на себя ответственность за правильное информирование, гражданское и патриотическое воспитание, продвижение национальных ценностей и многих других  чрезвычайно важных для формирования прогрессивного и современного общества.


В настоящее время только в Молдове и в ряде стран Центральной Азии  работают с национальными лицензиями на основе ретрансляцию зарубежных телевизионных каналов (RTR, NTV, ORT, TNT, REN TV и т.д.), и это является аномальным явлением признанным и принятым в 90 –х годах из-за  недостаточно обоснованных правил в этой области, а также из-за неспособности национального рынка оценить ситуацию и  развиваться должным образом. Хотя, если бы мы были умнее, и имели бы терпение около двух лет, работая с большим вдохновением и долгосрочными прогнозами, сегодня у нас было бы развитое и конкурентоспособное вещание. Тем не менее, в то время, «ретрансляция» быстро стала бизнес-моделью в облати СМИ, в которых финансовые и человеческие усилия минимальны,  ретранслируешь программы, произведенные другими и собираешь деньги (довольно много) с  работы других. Это происходит не только на телевидении, но и на радио. Здесь было бы полезно рассказать, с чего все начали и кто и кому дарил подарки в форме бизнеса, но судить  их будет история.

Пожалуйста, запомните очень важную истину: Телевидение начинается с денег, оно существует, и оно работает на деньги, даже заканчивается из-за денег! Это справедливо для любого медиа-учреждения во всем мире, а не только «планеты» Молдовы.

Если мы говорим о деньгах, я делаю скобки, рассказывая вам, что Sales Houses (Торговые дома по продаже рекламы) продаются по всему миру, и они являются механизмом рекламной работы, а в Молдове вопрос о телевизионных деньгах  относится к  рекламным агентствам и а не к торговым домам. В Молдове есть 3 Дома продаж рекламы, которые в совокупности включают 12 телевизионных каналов и собирают около 82% телевизионной аудитории в 2018 году, что меньше по сравнению с 2017 годом. В Румынии, например, три болишие телевизионные групы (Pro - 47%, Antena Group - 25%, Dogan Media (Kanal D) - 10%), кумулятивно подняли 82% денег на рынке, общая сумма составила 224 миллиона  Еврo. Я говорю о том, что на интернет-сайтах Молдовы работают 5 Торговых домов: Numbers, Media Contact, PROdigital, Nova WEB și Interakt , которые управляют около 55% денежного рынка и Google, Facebook и Одноклассники «грабят нас» рекламируя почти на  40% местных денег, общий оборот рынка в 2018 году оценивается примерно в 4,3 млн. евро.

Обычно у нас должны быть местные телевизионне каналы (например, M1, Jurnal TV, Publika TV, TV8, Canal 2, Canal 3, N4, TVC 21, Accent TV и т. д.) и ретранслируемые в оригинале телевизионные каналы,  как например  сотни телевизионных каналов от Moldtelecom, Orange TV, StarNet и от более чем 80 провайдеров кабельного телевидения и IP-телевидения в Молдове. В то же время , провайдеры кабельного телевидения и IP-телевидения обычно должны платить местным телевизионным каналам плату за абонента, для того, чтобы  реклама и гранты не являлись единственными источниками существования телевидения, как это имеет место в Румынии, где телевидения получают миллионы или даже некоторые – десятки миллионов от кабелбных каналов,  а также во многих других странах,  заинтересованные в развитии рынка.

Я должен упомянуть, что опыт Украины и Грузии, когда решения об отказе от ретранслированных передач со стороны национальных  телевидений произошли за одну ночь, продемонстрировали, что через два года отечественный рынок становится конкурентоспособным, а  аудиовизуальный рынок развивается в геометрической прогрессии.

Я покажу вам лишь несколько последствий  такого решения: это повысит эффективность журналистов и творческого и технического персонала, будет стимулировать рост заработной платы и инвестиций, развитие области  путем прямых инвестиций в отечественную продукцию, приведет к развитию агентств для производства аудиовизуального контента, к  повышению ценности рекламы и интеллектуальных усилий, увеличению рекламного рынка путем сжатия аудитории, диверсификация рекламных инструментов, устранению недобросовестной конкуренции, уменьшению влияния внешнего пропагандистского контента, образовательные проблемы оставляю без комментариев и т. д.

Также – без комментариев оставляю антипропагандистскую парадигму, потому что борьба с пропагандой должна основываться на очень широком и сложном подходе, включая и законы, и образование, а также систематический мониторинг и решительные действия,  и вовлеченные учреждения, а также международное сотрудничество и т. Д …  Это не шутка, потому что 95% граждан имеют телевизор дома, 99% ежедневно смотрят телевизор, потому что это самая дешевая форма отдыха, а 76% требуют фильмы  озвученые на  русском языке.

Разумеется, решение отказаться от ретранслируемых передач на основе лицензии на местное телевидение категорично и требует переходного среднесрочного периода (2-3 года), усилий со стороны тех, кто сегодня управляет телевидением, обучения всех профессий в этой области , усилия в аудиовизуальные, производственные инфраструктуры и многое другое, но существуют решения. Законодательство меняется, партнеры по развитию помогают и поддерживают, важна воля  и принятие решения о такой реформе, потому что государства, у которых хватило смелости сделать это, достигли большого прогресса в индустрии вещания.

До тех пор национальное вещание является лишь полунациональным, а личные интересы превалируют над национальными интересами.

Тем не менее, мне любопытно узнать ... готовы ли мы к этим вызовам или мы все еще ретранслируем?

Думитру Цыра

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.