Судей проверяют в СИБ на причастность к преступным деяниям
Тщательная проверка в Службе информации и безопасности (СИБ) людей, претендующих на должности председателей и вице-председателей судов, судей и судей по уголовному преследованию - это нормальная практика для инстанций, которые принимают решения о назначении на подобные посты, сообщил Info-Prim Neo председатель Института по правам человека в Молдове (ИПЧМ) Вану Жереги. Его попросили прокомментировать тот факт, что во вторник, 15 марта, Высший совет магистратуры (ВСМ) рассмотрел в ходе закрытого заседания вопрос о консультативных заключениях по проверке кандидатов на занятие должности председателя, вице-председателя, судьи и судьи по уголовному преследованию в некоторых судебных инстанциях. Председатель ВСМ Николае Тимофти заявил сообщил после события корреспонденту Info-Prim Neo, что заседание прошло без участия прессы, поскольку эти данные являются конфиденциальными.
Вану Жереги заявил, что перед назначением на должность судей проверяют на принадлежность определенным кругам, проверяют чем они занимаются, не поддерживают ли слишком добрых отношений с кем-то из преступного мира, есть ли у них родственники в этих кругах и др. По его словам, это нормальная процедура для тех, кто решает, голосовать ли за этих судей.
Директор ИПЧМ утверждает, что когда рассматривается подобная информация, заседания ВСМ могут проводиться за закрытыми дверями. "Пресса может быть уведомлена, если происходят какие-то ситуации, интересующие общество, или если определяется нечто особенное. Если не выявляется несовместимости такого характера, в абсолютном большинстве случаев заседания проводятся в секрете, ведь, думаю, эта информация касается частной жизни этих людей", высказал мнение Жереги.
По его словам, судьи проверяются в соответствии с Законом о проверке лиц, занимающих государственные должности, и кандидатов на государственные должности.
Кроме того, Вану Жереги заявил, что любой человек, который работал в СИБ, может в дальнейшем занимать другие должности, но было бы естественно, чтобы информация, которой они располагают, оставалась в секрете. В этой связи он упомянул о бывшем директоре Службы информации и безопасности Валериу Пассате. "Серьезнее случай Валериу Пасата, который занимал государственные должности, имел в распоряжении много документов и фактов о политиках, а затем сразу устроился работать в российскую международную компанию. В этом случае у меня есть право на определенные подозрения: как он получил эту должность? Спрашиваю как гражданин, как он с этой должности ушел на столь высокий пост с зарплатой более 80 тысяч евро? У меня есть право думать, что он предоставил взамен какую-то информацию? Было бы нормально, чтобы человек, работавший в СИБ, не имел права уезжать за рубеж, чтобы тайна информации была гарантирована", - заключил директор ИПЧМ.