Судебная реформа в Республике Молдова на этапе предоставления статуса кандидата в члены ЕС: концепция, практические действия, последствия, общее восприятие. Дебаты IPN

Решение Европейского совета, принятое на прошлой неделе о том, что Республика Молдова получила статус страны-кандидата для вступления в Европейский союз, дает молдавскому обществу новые шансы на улучшение жизни до европейского уровня, а также ставит новые задачи для достижения этой цели. Вполне естественно, что шансы и задачи в значительной степени связаны с областью правосудия, а точнее с его реформированием. Процесс реформирования правосудия сегодня продвигается, ценится и поддерживается одними, отвергается и оспаривается другими, и еще меньше понимается и ощущается третьей категорией. О текущем этапе и будущих задачах реформы правосудия в Республике Молдова обсуждали участники публичных дебатов „Судебная реформа в Республике Молдова на этапе предоставления статуса кандидата в члены ЕС: концепция, практические действия, последствия, общее восприятие”, организованных Информационным агентством IPN.

Исполнительный директор Ассоциации за демократию участия ADEPT Игорь Боцан заявил, что Европейская комиссия опубликовала десять условий, которых Республика Молдова должна выполнить, чтобы иметь возможность получить право страны со статусом кандидата на вступление в ЕС. И эти условия должны быть выполнены к концу 2022 года. Одним из условий является комплексное завершение реформы правосудия, устранение всех недостатков, указанных ОБСЕ/БДИПЧ и Советом Европы, включая Венецианской комиссией. Еще одно условие - борьба с коррупцией на всех уровнях с участием Национального центра по борьбе с коррупцией.

„Речь идет о реализации обязанности по дезолигархизации страны путем устранения чрезмерного влияния всевозможных групп в экономической жизни. Усиление борьбы с организованной преступностью, возвращение активов, которые были украдены из банковской системы и которые произошли из приватизации государственной собственности мошенническим образом. Реформа государственного управления - очень важная вещь. Речь идет еще о завершении реформы финансового менеджмента. Речь также идет об участии гражданского общества на всех уровнях реформирования общественной жизни Республики Молдова. Другое условие касается соблюдения прав человека, меньшинств, женщин, как это предусмотрено национальным законодательством, но эти вещи должны быть реализованы”, - отметил Игорь Боцан.

По словам эксперта, и в программе управления сектор правосудия занимает основное место, а его реформирование - ведущее место наряду с процессом оцифровки. Наиболее важными учреждениями, участвующими в процессе реформирования юстиции, предусмотренными в этой программе и Плане действий, является правительство, Министерство юстиции, Высший совет магистратуры, Высший совет прокуроров и т. д.

Судья Ливия Митрофан заявила, что реформы в системе начались в 2009 году, и она даже входила в рабочие группы, возлагая надежды на эти реформы, на улучшение ситуации в стране. „Тогдашний министр юстиции отмечал, что 70% судей коррумпированы, и реформа неизбежна. Процесс начался по всем сегментам – при утверждении в должности и продвижения по службе, в системном администрировании был разработан новый закон о дисциплинарной ответственности, были внесены изменения в уголовную, гражданскую процедуры и т. д. Но и в 2022 году обсуждается та же реформа правосудия”, - отметила она с сожалением.

„Я не знаю, хуже это или лучше. В любом случае, в судебной системе все изменилось. Во-первых, люди изменились. Я работаю в Кишиневском суде, сектор Центр, и мы на 80% молодые судьи. Сохраняется мнение, что судебная система коррумпирована. И если в системе постоянно говорят о коррупции, люди все равно будут в нее верить. Хотя не буду отрицать, но и система имеет свою долю вины в этом восприятии”, - объяснила судья.

По ее мнению, восприятие осталось прежним, поскольку сохраняется большая доза пассивности в системе - судьи не реагируют на определенные события, происходящие вне и внутри системы. Каждый занимается собственными делами, мотивируя это тем, что говорить о проблемах в системе не их дело. По мнению судьи, такая позиция неверна. В том числе, когда было необходимо, система не пыталась разъяснять обществу определенные вещи. „Когда начались реформы в судебной системе, они не удались из-за людей, продвигаемых в системе. Все стало по-другому, в системе началось определенное давление, возник этот страх, и, в конце концов каждый заперся в своем офисе”,- заявила Ливия Митрофан. Однако, по ее словам, с 2019 года судьи изменились - они стали более разговорчивыми, активными, начали общаться, критиковать и т.

Исполнительный директор Института европейских политик и реформ (ИЕПР) Юлиан Гроза заявил, что изменение правосудия для того, чтобы оно было действительно справедливым, не является требованием Европейского Союза, не делается ради ЕС. Граждане очень четко отметили, что им нужна общественная система, правосудие, которое будет бороться с безнаказанностью, судить коррумпированных лиц, останавливать кражи, повышать ответственность тех, кто находится на службе у закона, страны и граждан. И это желание еще больше укрепилось, потому что вещи меняются и на уровне восприятия в обществе.

„Граждане, глядя на государственные институты, имеют ожидания от системы, от политиков, от правительств, чтобы они решали их повседневные проблемы. Потому что несправедливость, безнаказанность - это явления, которых слишком много терпели в Республике Молдова, и это естественно не может нравиться людям, и это конечно переполнило стакан. Практический ответ виден был на парламентских выборах 2021 года. Люди выбрали политиков, которые не обязательно обещали им молочные реки, не обещали им зарплаты, пенсии. Они дали мандат новым людям, которые будут бороться за справедливость, бороться с коррупцией. И это, думаю, имеет большое значение”, - объясняет директор IPRE.

Что касается условий, выдвинутых Европейской комиссией для того, чтобы страна могла продвинуться к началу переговоров о присоединении, они отражают начатый процесс. Существует Стратегия обеспечения независимости и целостности правосудия, обновленная и принятая в начале текущего года. Документ устанавливает очень четкую основу реформ и мер, чтобы сделать систему правосудия более честной и независимой. Также были начаты процессы, связанные с реформой правосудия с применением переходных мер. „Несмотря на то, что правосудие постоянно реформировалось, были приняты законы, но ситуация не изменилась, потому что отношение политиков к институту правосудия, которое использовалось в их собственных интересах, не изменилось. Законы были представлены как достижение, но они остались только на бумаге, и из-за этого сейчас существует совсем другой подход”, - сказал Юлиан Гроза.

Дебаты являются частью проекта Агентства IPN „Поддержка реформы правосудия посредством мультимедийного освещения в СМИ резонансных случаев предполагаемой несправедливости”.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.