Подписание Стратегическую программу действий для водосборного бассейна Днестра, посвященной реке Днестр, было сделано в спешке, с множеством пробелов и несоответствий со стороны Республики Молдова, это может привести к большим социальным и экономическим проблемам, если пробелы не будут устранены в ближайшее время. Об этом заявил Ион Ефрос, ассоциированный аналитик в области энергетики, окружающей среды и климатических ресурсов Института публичных политик.
Эксперт отметил в ходе пресс-конференции в IPN, что подписание такого акта должно стать хорошим уроком для молдавской дипломатии и Правительства Республики Молдова в том, как не следует вести переговоры и утверждать такую программу с учетом значимости Днестра для Республики Молдова. „Образно говоря, Днестр является „стержнем” для Республики Молдова, который давно уже не является экологической темой, а темой национальной безопасностью. А данная программа имеет значение, по крайней мере, аналогичное соглашению о функционировании Днестровского гидроэнергетического комплекса, являющегося темой многолетних переговоров”,- отметил Ион Ефрос.
Программа была подписана 31 марта 2021 года. Несмотря на то, что такая программа была необходима, поскольку является обычной практикой в управлении водоемами на европейском уровне, особенно после утверждения Европейским парламентом Директивы 2000/60 / о политиках сообщества в области водных ресурсов, молдавские власти допустили ряд пробелов. Говоря о них, Ион Ефрос отметил, что программа ориентирована только на один международный проект ГЭФ/ОБСЕ и устраняет практически любой другой аналитический документ от международных проектов, проводимых параллельно. Европейские директивы, включенные в программу, были введены формально, избирательно и неполно для того, чтобы могли полностью покрыть управление водоемами и экосистемами, от которых они зависят, отмечает аналитик.
Еще одна лазейка, упомянутая экспертом, заключается в том, что обязательства Украины в отношении облесения не пропорциональны обязательствам Молдовы. Отсутствует обязанность Украины сотрудничать и обмениваться необходимой гидравлической информацией, предоставленной вовремя и в достаточной степени с молдавской стороной. А инвестиции в зеленую инфраструктуру слабо очерчены в программе. И в тоже время механизмы компенсации ущерба полностью отсутствуют.
„Если не будут удалены в кратчайшие сроки, эти пробелы только скомпрометируют эту программу с самого начала. Это никоим образом не остановит непрерывную деградацию биоразнообразия и экосистем реки Днестр до 2035 года, как утверждается в документе”, - отметил Ион Ефрос. По его мнению, период до 2035 года достаточно длительный для таких программ, которые, как правило, разрабатываются на 5 лет.
Авторы программы руководствовались выводами транснационального диагностического исследования реки Днестр, внедряемого ОБСЕ в период с 2017 по 2020 год. Ион Ефрос напомнил, что в бассейне реки Днестр реализовано несколько проектов, которые не учитывались в анализируемом документе. Помимо диагностического исследования и его небольшого компонента, посвященного влиянию водохранилищ и связанных с ними гидроэлектростанций на Днестре, финансируемого ГЭФ и внедряемого ОБСЕ, параллельно проводились два других исследования, охватывающих исключительно эту тему. Речь идет об изучении экологического и социального воздействия Днестровского энергетического комплекса, проводимое ПРООН Молдова при поддержке правительства Швеции. И еще одним проектом, реализованным консорциумом из четырех академических и научно-исследовательских институтов Украины, Молдовы и Румынии „Создание инновационной системы трансграничного мониторинга трансформаций экосистем рек в бассейне Черного моря под воздействием гидроэнергетического развития и изменения климата” (HydroEcoNex), финансируемого программой Европейского Союза „Black Sea Cross Border Cooperation”.
Тот факт, что эти проекты не были приняты во внимание, выгодно Украине и, соответственно, не выгодно Республике Молдова в определении окончательной формы Стратегической программы действий для водосборного бассейна Днестра на 2021-2035 годы, считает Ион Ефрос.