Члены правящей партии считают, что за 100 дней им удалось добиться того, чего не удалось предыдущим властям. Началось очищение учреждений, чтобы они работали для людей, внедрен ряд мер социальной поддержки для граждан, а также достигнуты прогрессы в управлении кризисом COVID-19. С другой стороны, представители оппозиции считают, что власть, по большей части, потерпела неудачу. Она пытается сосредоточить свою власть во всех областях, в том числе в области правосудия, а это путь к диктатуре в Республике Молдова. Мнения были высказаны в ходе публичных дебатов „Срок индульгенции, предоставленного правительству, истекает. Сто дней правления в видении власти, оппозиции и общества”, организованных Информационным агентством IPN.
По словам постоянного эксперта проекта Игоря Боцана, когда говорят об отсчете 100 дней правления для любой власти, следует отметить, что это относится к 100-200-летней традиции. Эта традиция появилась в большой политике после двух известных случаев. Речь идет о 1815 году, когда Наполеон покинул остров Эльба и приехал во Францию, несмотря на все соглашения. „Его признали, приняли, и за 100 дней ему удалось восстановить свою власть и армию, а так же потерять все. Соответственно, за 100 дней можно добиться от побед и необыкновенных успехов, до полной потери власти. Еще одно 100-дневное политическое событие связано с управлением президента США Франклина Рузвельта, когда после победы на президентских выборах в 1932 году перед его противником, который не смог вывести страну из кризиса, который начался 24 октября 1929 года, Рузвельт за 100 дней смог сотворить чудеса и вывел страну из кризиса. Отсюда и происходит в политике традиция 100-дневной отчетности”, - сказал эксперт.
По его словам, сегодня, когда речь идет о 100 днях правления, приводятся эти примеры, чтобы показать, что любая новая власть может в течение 100 дней сделать многое, если у нее есть знания, если у нее есть четкое представление о том, с чем она сталкивается, у нее есть необходимые инструменты, а для граждан нет правового регулирования, предусматривающего, что в течение 100 дней правления нельзя критиковать власти. Но поскольку это традиция, все согласны с тем, что первые 100 дней оставляются на усмотрение нового правительства, нового президента, и в это время необходимо установить, как эта власть будет продолжать решать проблемы, которых она взяла на себя. Программа деятельности правительства, однако, утверждает Игорь Боцан, утверждается парламентом, является официальным документом, на основе которого разрабатывается план действий правительства. По его мнению, важно, чтобы парламент, основываясь на программе правительства, которую он утвердил, предоставив мандат правительству, разработал законодательный план. Эксперт говорит, что до сих пор не видел законодательного плана нынешнего правительства, что является проблемой. Он добавил, что премьер-министр Наталья Гаврилица заверила, что работает над планом действий правительства, который пока не опубликован на сайте правительства. „Мы хотели бы удостовериться в том, что программа, утвержденная парламентом, будет разделена на сегменты, чтобы узнать немедленные приоритеты”, - сказал Игорь Боцан.
Депутат фракции Партии действия и солидарности Адриан Бэлуцел заявил, что власти, во время избирательной кампании и, находясь в оппозиции, заявили, что „коррумпированные власти подорвали способность государства работать в интересах гражданина”. Основной целью большинства в парламенте и команды правительства является увеличение способности учреждений работать в интересах людей, обеспечить немедленные и ощутимые преимущества для граждан. Это продемонстрировали власти за первые 100 дней деятельности, реализовав самый большой рост пенсий, возможно, за всю современную историю Республики Молдова, снизив тарифы на многие государственные услуги, открыв страну для международной поддержки, которая выразилась в финансовой поддержке со стороны ЕС, со стороны стран-партнеров, которая была заблокирована до сих пор. Другим важным элементом программы является восстановление экономики. Это означает поддержку малых и средних предприятий. За первые 100 дней удалось иметь исчерпывающий пакет оцифровки и дебирократизации, что позволит предпринимателям легче работать и взаимодействовать с государством. Власти также очень четко заявили, что хотят очистить учреждения. Была остановлена одна из крупнейших незаконных закупок в АГУ.
В то же время граждане имеют возможность увидеть, насколько увеличились поступления от Таможенной службы за 100 дней и увидеть, какая огромная разница в деньгах утекала в неизвестных направлениях. Адриан Бэлуцел говорит, что ПДС пришла к власти в ситуации, когда пандемический кризис был обусловлен серьезностью самого заболевания, а также многими политическими и административными факторами. „Видно было огромное сопротивление со стороны предыдущих властей в осуществление мер по защите граждан, обеспечение всех необходимых мер по предотвращению болезни, но, самое главное, обеспечении поддержки и легитимности кампании по вакцинации. Теперь мы должны управлять этим, убеждать людей вакцинироваться, согласовывать меры защиты и поддерживать предпринимателей, затронутых ограничениями. В связи с этим правительство предоставило несколько выходных дней тем, кто вакцинируется и распорядилось выплатить пособие по безработице”. По сути, отметил депутат, приоритеты властей связаны с восстановлением потенциала институтов для работы в интересах людей, предоставления пособий и социальной поддержки гражданам и управлением кризисами, которые не заканчиваются в Молдове из-за унаследования многочисленных проблем.
Бывший депутат от Партии социалистов Республики Молдова Николае Паскару считает, что власти пытаются привести больше аргументов, чтобы аргументировать свои неудачи, но следует понимать, что на самом деле миссия демократии заключается в том, чтобы в обществе было больше мнений, чтобы люди воспринимали вещи такими, какие они есть на самом деле, а не как в некой утопии, как хочет представить власть. Он считает, что под лозунгом борьбы с коррупцией делается много недопустимых вещей, потому что элементарно на многих должностях в государстве избираются люди, принадлежащие политическим партиям, и на самом деле наблюдается концентрация властей в государстве, в том числе путем отмены публичных конкурсов. „Наблюдаются и атаки, в том числе в Совете по телевидению и радио, в компании Teleradio-Moldova, которая выплачивается за государственные деньги. Есть попытки сосредоточить власть во всех областях, в том числе в юстиции, и это большая проблема, так как это путь к диктатуре в Республике Молдова. Это создаст ситуацию, когда не будет ничего прозрачного, как в случае с газовым кризисом, когда было переведено 1,7 млрд. леев промежуточной компании Energocom. Неизвестно, что будет дальше с этими деньгами, потому что власти не прозрачны”, - сказал он.
Николае Паскару говорит, что не видит хорошего сотрудничества властей с оппозицией. „Даже во время правления Владимира Воронина ЦИК принадлежала оппозиции. Но теперь видно, что в этом учреждении сосредоточены члены одной партии, а это приведет в будущем к некоторым проблемам, которые общество видит уже сейчас”. Николае Паскару добавил, что не видит успехов властей, ведь Германия платит за газ 220 долларов, Венгрия - 250 долларов, а Молдова - 500 долларов, „хотя окончательная цена неизвестна, а из-за этой безрассудной дипломатии страдают граждане Республики Молдова”. Он считает, что последствия борьбы с коррупцией будут противоположные ожиданиям, пока зарплаты будут мизерными, а цены на топливо и продукты первой необходимости будут высокими. „Было бы хорошо, чтобы власти начали работать в интересах граждан”, - заявил Николае Паскару.
211-е публичные дебаты на тему „Срок индульгенции, предоставленного правительству, истекает. Сто дней правления в видении власти, оппозиции и общества” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.