На Саммите Восточного партнерства, который пройдет 29 ноября 2013 года в Вильнюсе, Республика Молдова вступит в новую фазу отношений с ЕС. К чему это приведет и как эти отношения отразятся на жизни молдавских граждан в стране и за рубежом? Что мы выиграем от этого процесса, и что должен сделать каждый из нас, чтобы польза от этого стала реальной? Как отразятся новые условия на отношениях Республики Молдова с другими странами? Агентство IPN намерено искать вместе с вами ответы на эти и другие волнующие общество вопросы в цикле материалов „Ассоциация с ЕС – доступно пониманию каждого”, который инициирует сегодня.
---
Анализ IPN: Ожиданий связанных с Вильнюсским Саммитом много и разного характера, как много и разных социальных групп в сильно раздробленном молдавском обществе. И все же можно говорить о двух крупных категориях ожиданий: отстаивание или приход к власти в Республике Молдова и либерализованный визовый режим в Европе, обеспеченный как можно быстрее для граждан Молдовы. Первая мега-категория ожиданий относится к интересам политического класса, вторая – к интересам общества.
---
Прямо или косвенно, весь молдавский политический класс делает ставку на результатах Вильнюсского саммита, независимо от того, открыто проявляет этот интерес или маскирует его. По большому счету, эта мега-категория ожиданий распадается, в свою очередь, на две: ожидания власти и ожидания оппозиции. Что бы ни говорили власть и оппозиция о заботе к собственному народу и национальным интересам в свете предстоящего Саммита, первичный интерес другой: для одних – удержать власть, для других – прийти к власти.
Правительство хочет и… обязано остаться у власти
Как ни странно, у власти нет особых ожиданий, связанных с собственно результатами Вильнюсского саммита. Для нее важно только, чтобы Саммит Восточного партнерства состоялся в установленные сроки и чтобы в его повестке дня фигурировал вопрос о Молдове. И не только потому, что Соглашение об ассоциации, в которое включено и соглашение о свободной торговле, намечено лишь парафировать, а не подписать, как в случае с Украиной и Грузией. Результаты Саммита важны в той степени, в какой они могут помочь партиям Проевропейской коалиции получить, примерно через год, подписание этих документов, а также либерализованный визовый режим в ЕС для молдаван в максимально короткие сроки. В этом смысле Вильнюс имеет большое значение как первый реальный шаг, подтверждающий необратимость европейского курса развития страны. Но, чтобы за этим первым шагом последовали другие, Коалиция должна удержаться у власти и после Вильнюса, и после очередных парламентских выборов в конце следующего года.
Следовательно, высшая ставка, которую Проевропейская коалиция может преследовать в Вильнюсе, это использование всех действий, связанных с этим Саммитом, для консолидации своих позиций и обеспечения своего пребывания у власти минимум еще на один четырехлетний мандат. В противном случае, под угрозу ставится не только парафирование в этом году и возможное подписание в следующем году упомянутых выше соглашений, но и интеграция Молдовы в пространство европейских ценностей, в целом. С этой точки зрения политический интерес Проевропейской коалиции удержаться у власти становится, в то же время, обязательством перед определенной частью общества, которая поддерживает курс на европейскую интеграцию Молдовы. „Обязательство” остается в силе до тех пор, пока о себе не заявила политическая сила, которая сумеет убедить избирателей в том, что может довести до конца начатое партиями, находящимися сегодня у власти, и сделает это успешнее и лучше их.
Парламентская оппозиция раскачивает лодку в открытом море
По другую сторону, есть достаточно много влиятельных сил, которые заявляют о намерении убедить Молдову свернуть с курса на европейскую интеграцию и отдать предпочтение Евразийскому союзу. Речь, прежде всего, о влиятельной Партии коммунистов, главной силой парламентской оппозиции, о Партии социалистов, частично и косвенно – о Либеральной партии, каждая с несколькими представителями в законодательном органе страны. На данный момент парламентская оппозиция не в силах отодвинуть, отложить или отменить присутствие Молдовы на Саммите в Вильнюсе парламентским путем, так как не располагает необходимыми для этого голосами. И тогда остается единственный доступный для нее рычаг: дестабилизация политической ситуации в Республике Молдова до такой степени, чтобы Европа шарахнулась от такого партнера ради собственного спокойствия. Отсюда и массовые, систематичные и многосторонние акции протеста, проводимые первыми двумя вышеназванными партиями, при поддержке, прямой или косвенной, многих других политических субъектов, как внутренних, так и внешних. Отсюда и лозунг парламентской оппозиции о досрочном отстранении действующего правящего альянса и проведении досрочных парламентских выборов.
Конечно, у нынешнего правительства много грехов, за которые его следовало бы наказать вплоть до замены другим. И если бы не Вильнюс и то, что последует после Вильнюса, оппозиция, скорее всего, придерживалась бы правил политической борьбы в демократическом обществе, готовясь к очередным выборам в ноябре 2014 года, подсчитывая и искусно жонглируя „проколами” партий Проевропейской коалиции, которых, опять же, наберется с лихвой. Но ставки высоки и для парламентской оппозиции. Чтобы остановить процесс европейской интеграции и сохранить теоретический, по меньшей мере, шанс для другой интеграционной модели, другого варианта нет, кроме как прийти к власти, возможно, в результате досрочных выборов, проведенных как можно скорее, или на волне народного бунта, так называемой "бархатной революции ". После Вильнюса, а особенно после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, которое предусматривает и юридические последствия, европейский курс Молдовы становится реально необратимым. Конечно, в нынешних условиях аналогия между 29 ноября 2013 года и 2 марта 1992 более чем преувеличена, но для наглядности мы прибегнем к ней. 2 марта 1992 года враждебные Республике Молдова силы развязали вооруженный конфликт на Днестре, одна из незаявленных целей которого состояла в том, чтобы помешать ее вступлению в Организацию Объединенных Наций именно в тот день.
Внепарламентская оппозиция выжидает
Внепарламентская оппозиция – левая, правая, центристская – оказалась в деликатной ситуации. Внепарламентские партии, разделяющие европейский выбор правящего альянса, не спешат поддержать Коалицию открыто, опасаясь помочь ей укрепить свои позиции сейчас и на парламентских выборах в следующем году. Ведь никто не хочет копать собственную яму. Кроме того, чашу весов перетягивают и „грехи” правления, неоднократно и жестко раскритикованные некоторыми внепарламентскими партиями, в частности, Движением „Антимафия”, Национал-либеральной партией и Народной партией. По этим же соображениям внепарламентские партии левого толка не торопятся стать топливом для „локомотивов” евразийского вектора Молдовы. Справедливости ради нужно заметить, что и парламентские партии – левые, центристские и правые – не стимулируют более активную позицию внепарламентских формирований в поддержку той или иной интеграционной идеи, либо из высокомерия, либо из-за недостаточности коммуникационных способностей, либо по другой причине. Таким образом, до Вильнюса, а также после Вильнюса наивно надеяться на появление молдавского эквивалента „Снаговской декларации”, под которую несколько лет назад поставили свои подписи почти все политические силы Румынии, а также другие значимые организации , в поддержку курса страны на европейскую интеграции.
Молдаване хотят в Европу без виз
Политические партии, о которых шла речь выше, представляют различные социальные группы с различными взглядами на курс развития страны, в которой они живут. Некоторые опросы вообще дают результат „пятьдесят на пятьдесят”: половина населения выступает за Европейский Союз, существующий уже, другая половина – за Таможенный Союз, пока только в проекте. Тем не менее, на сегодняшний день есть один общий пункт, который объединяет практически всех граждан Молдовы. Почти все жаждут (или не имеют ничего против) беспрепятственно передвигаться в пределах ЕС. Можно сказать, что это самое большое ожидание, которое население Молдовы питает в связи с предстоящим Саммитом в Вильнюсе. И это не необоснованное ожидание. Помимо парафирования двух соглашений, подписание которых может состояться в течение примерно одного года, на Саммите в Вильнюсе Республика Молдова рассчитывает получить положительную реакцию Еврокомиссии на либерализацию визового режима для молдаван в пределах ЕС. Возможная рекомендация Еврокомиссии Европейскому Парламенту озвучанная на Вильнюсском саммите означала бы благоприятное решение, принятое Европарламентом до середины апреля следующего года. Это крайне важный и осязаемый момент для граждан Республики Молдова, связанный с процессом европейской интеграции страны.
Повторю еще раз: это большое преимущество, благо, которое молдаване могут получить реально и в ближайшем будущем. Это будущее стало заметно ближе после давлений, оказываемых в последнее время Российской Федерацией на Молдову и другие страны Восточного партнерства. Уже известна реакция ЕС на российское эмбарго на молдавские вина, и эта реакция – проявление высшей солидарности с Республикой Молдова. Также известно, что в высших кругах Брюсселя раздаются призывы к либерализации визового режима для молдаван „здесь и сейчас” в ответ на реальные или возможные ограничения по отношению к молдавским мигрантам в России. Политические силы, которые добьются этого преимущества, получат большой козырь в политическом противостоянии за власть в ближайший период. А тем политическим силам, которые, возможно, попытаются после этого изменить европейский курс Республики Молдова, придется иметь дело, прежде всего, с собственными гражданами, которые вряд ли захотят отказаться от права свободного передвижения в европейском пространстве.
Валериу Василикэ, IPN