15 мая академику Станиславу Гроппа исполняется 60 лет. В связи с этим, газета „Literatura şi Arta” публикует в сегодняшнем номере интервью с известным врачом и ученым. Предлагаем Вашему вниманию это интервью.
***
Выдающийся ученый родился 15 мая 1956 года в селе Вережень района Отачь. |
- Уважаемый г-н Гроппа, в одном из интервью вы говорили, что Ваш отец сказал однажды, что врач для него как святой. Это мнение еще актуально?
- Надо сказать, что отец особо относился к врачам. Потому что от врача зависит здоровье человека, его жизнь, в конечном счете. Я поверил в это и последовал его совету.
- Какое сегодня отношение к врачам?
- Как и ко всему обществу, которое страдает от некоторых заболеваний. Мы, врачи, призваны стоять на страже здоровья. Невзирая на атмосферу в обществе, оказываем пациентам первую помощь – чтобы они стали здоровыми, чтобы работали и были полезными обществу. Мы, врачи, делаем все возможное, чтобы вернуть человеку здоровье и веру в лучшую жизнь. К сожалению, врачей не всегда ценят по достоинству.
- В сегодняшних условиях люди страдают от стресса, а вы занимаетесь заболеваниями нервной системы. Насколько удается Вам улучшить ситуацию в этой области?
-К нашему великому сожалению, люди не осознают, что одна из самых больших ценностей жизни-это здоровье. Мы, врачи, по крайней мере в клинике, которую я возглавляю, делаем все возможное, чтобы вернуть человеку то, что потерял - здоровье, чтобы больше верил в жизнь и преодолел депрессию, от которой иногда страдает.
- То есть, сегодня в Вашей клинике врач лечит и душу?
-Я не знаю, если можно так сказать, но мы заботимся и о душе человека, и делаем все, что от нас зависит, чтобы любой больной, когда находится у нас на лечении, забыл горести жизни.
- Как вам удалось создать клинику мирового уровня?
- Я искал возможности, чтобы оборудовать клинику самыми передовыми технологиями. Мы добились этого благодаря национальным и международным грантам. Сегодня у нас есть современные диагностические технологии, и новые технологии лечения. Особенно важны новые современные методы лечения инсульта тромболизисом, или тромболитическая терапия. Сегодня мы можем добиться больших результатов в лечении таких заболеваний как эпилепсия, мигрень, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз и др.
-И, тем не менее…?
-На самом деле создание современной клиники неврологии и нейрохирургии было и остается мечтой всей моей жизни. Я рад, что наше учреждение на протяжении многих лет получило всю необходимую поддержку, мы также сотрудничали с передовыми международными клиниками и лабораториями. Наши достижения высоко ценятся. Примером может послужить прошлогодний визит прославленного клинициста, ученого-невролога, президента Европейской академии неврологии, профессора Гюнтера Дойшла. Таким образом, нам удалось оборудовать клинику и внедрить методы, которые позволяют полностью исследовать нервную систему, например метод транскраниальной магнитной стимуляции, ангиография мозга, магнитный резонанс, электроэнцефалография головного мозга и т.д. Для нас важно реформирование и перестройка системы здравоохранения для полного обеспечения населения страны хорошо подготовленными специалистами и передовыми технологиями.
- Хочу спросить, что означает важность изучения боли?
- Нейробиологические аспекты этого процесса являются предметом моих исследований, а так же коллектива, которого я возглавляю. Это новое направление в науке, это проблема, ставшая острой одновременно с развитием человечества, с появлением новых технологий и различных природных катастроф. Фундаментальное право человека это отсутствие боли, это защита и лечение. Боль необходимо лечить и с ней нужно бороться, а это требует обширных знаний в области патогенных механизмов.
- Поскольку скоро будет ваш юбилей, хочется спросить и о Вашей семье. Каким академик является в повседневной жизни, среди своих близких?
- Я родился в семье с высокими моральными принципами, для которой работа, честь, честность, любовь к людям и книгам были святыми ценностями. В семье деда со стороны отца было несколько поколений ученых. Брат деда, Василий, окончил Одесский медицинский факультет в 1913 году. Дедушка Георгий был крестьянином, но был примаром в межвоенный период. Мой отец основал среднюю школу, которую он возглавлял в течение пятидесяти лет. Я вырос в селе с работящими людьми, которые берегли высшие ценности человека, ценности, которые я изо всех сил старался культивировать и передать сыну, а теперь и внукам.
- Каким стало село сегодня?
- Отвечу словами моего соседа, который как-то сказал: ”Господин профессор, я так люблю наше село, особенно весной и летом. Оно настолько зеленое, и кажется, что проходишь через лес”. С другой стороны, оно охвачено печалью одиночества, потому что село пустеет и не такое, как прежде, хотя остались в нем самые чистые, преданные люди”.
-Почему вы выбрали медицину?
-Я не выбирал, думаю, это была моя судьба. В школьные годы мечтал о научной карьере, особенно в области химии. Должен был уехать на учебу в Москву в Университет им. Ломоносова. Медицину я выбрал по совету отца, для которого врач был неким святым, и я ему глубоко благодарен. Потому что нет ничего дороже, чем спасти жизнь и подарить здоровье человеку.
- Кто и что сформировало Вас как личность?
- Семья, школа и факультет, а так же жажда знаний. В университете было много эрудированных преподавателей, истинных учеников Гиппократа: Василе Анестиаде, Николае Тестемицану, Андрей Зорькин, Ефим Мухин, Наталья Георгиу, Константин Цыбырнэ, Георге Гидирим, Андрей Банару, Еуджен Попушой, а также представители отечественной школы неврологии: Диомид Герман, Михай Касьян, Борис Янакевич, Василе Рацэ…
Особый отпечаток на процесс обучения оставило и мое участие в общественно-организационной деятельности. В возрасте 22 лет я руководил студенческими профсоюзами Медицинского института. В этот период были созданы несколько художественных коллективов, которым впоследствии было присвоено почетное звание народных коллективов. Это оркестр народной музыки под руководством Георгия Банарюка, вокально-инструментальный ансамбль „Bioton” во главе с Леонидом Горчак, ансамбль народного танца под управлением врача Георгия Иванова, духовой оркестр Думитру Комана. Мы построили дом культуры, где открыли клуб эстетики, который сегодня назван в честь легендарных Дойны и Иона Алдя-Теодоровича. Здесь несколько залов: национальной зал с молдавским ковром, принесенным с Севера Молдовы; зал „Кодру” с пейзажами наших вековых лесов; зал с камином и большой зал для дискотеки, где приводились более крупные культурные мероприятия. Слова рок и диско мы написали латинскими буквами. Тогда, в 1982 году, впервые латинский алфавит появился в государственном учреждении.
-А как ученый?
-Докторантуру и постдокторантуру закончил в Московском мединституте, в передовой клинике. Моим руководителем был крупный ученый, организатор системы здравоохранения, который основал солидную неврологическую школу. Это академик Левон Бадалян, потомок известных врачей, его отец окончил тот же институт, что и брат моего деда - в Одессе. Благодаря академику Левону Бадаляну мне удалось реализовать то, чем хотел заниматься в жизни. Там я узнал много нового, познакомился с деятелями из разных областей науки и культуры. Затем последовали многочисленные зарубежные стажировки и международное сотрудничество.
- Не жалеете, что выбрали медицину а не химию?
- Не жалею. Современная медицина это междисциплинарная наука, интегрированная во многие специальности, а Профессия врача-это больше чем профессия, больше, чем искусство. Имеет что-то от божественной благодати.
-Спасибо за интервью. Желаю Вам здоровья и успехов!
Николае Ройбу