Союз адвокатов призывает парламент отозвать поправку, предложенную депутатом от ПДС Олесей Стамате, председателем Комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету, к проекту Закона о адвокатуре, которая предусматривает исключение части 2 статьи 52, гласящей: „Адвокат не может быть задержан, подвергнут приводу, арестован, подвергнут обыску без предварительного согласия Совета Союза адвокатов, за исключением случаев очевидного преступления”. Адвокаты также заявляют, что 18 и 19 января они проведут японскую забастовку, надев белую повязку на левую руку, передаёт IPN.
Если парламент не прислушается к обращению Союза, то 20–24 января адвокаты проведут всеобщую забастовку, полностью приостановив адвокатскую деятельность, в том числе работу адвокатов в рамках системы гарантированной государством правовой помощи. Решение было принято 17 января на внеочередном заседании Союза адвокатов.
В ответ, на своей странице в Facebook, Олеся Стамате объяснила, что в прошлом году были внесены изменения в Закон об адвокатуре, исключившие для прокуроров и судей экзамен для допуска к адвокатской деятельности. Это решение было жёстко раскритиковано адвокатами, а также ПДС. Была „негласно” принята и ещё одна поправка, предложенная Мариной Таубер, которая предоставила адвокатом несоразмерную неприкосновенность. В результате на данный момент часть 2 статьи 52 Закона об адвокатуре звучит следующим образом: „Адвокат не может быть задержан, подвергнут приводу, арестован, подвергнут обыску без предварительного согласия Совета Союза адвокатов, за исключением случаев очевидного преступления”.
Председатель парламентской комиссии считает, что прежние злоупотребления со стороны органов прокуратуры породили у адвокатов желание защищённости. Судьи, например, обладают некоторой неприкосновенностью. И всё же, когда речь идёт о коррупционных преступлениях или о поимке с поличным, согласие ВСМ не требуется. В этом же контексте Стамате зарегистрировала проект по изменению Конституции, призванный ограничить неприкосновенность депутатов в случае коррупционных преступлений. И в этих условиях неприкосновенность адвокатов выглядит несоразмерной.
Олеся Стамате считает, что среди адвокатов есть много честных профессионалов, которые достойно выполняют свою работу и борются с коррупцией в системе, но бывают и случаи, когда адвокат действует в качестве „посредника” между клиентом и судьёй или прокурором. Такие случаи, по её мнению, нужно расследовать и наказывать виновных. В этой связи она предложила компромиссный вариант: чтобы адвокаты (как минимум – до завершения внеочередной аттестации судей и прокуроров) обладали неприкосновенностью, схожей с судейской и с той неприкосновенностью, которую Стамате предлагает ввести для депутатов – то есть, за исключением коррупционных преступлений и случаев поимки с поличным.
Поправка об исключении части 2 статьи 52 Закона об адвокатуре была предложена Олесей Стамате 22 декабря 2021 года. Поправка предусматривает, что в результате исключения из закона указанной нормы адвокатов можно будет задерживать, подвергать приводу, арестовывать и подвергать обыску без предварительного согласия Совета Союза адвокатов в случаях совершения ими преступлений. Поправка была раскритикована адвокатским корпусом, представители которого считают, что она посягает на независимость адвоката в осуществлении им своей профессии и на независимость самой адвокатской профессии.
Закон об адвокатуре был принят в первом чтении 21 октября 2021 года.