В последнее время количество ложных сообщений о взрыве в Республике Молдова значительно возросло. Эта новая проблема возникает на фоне беспрецедентного количества кризисов, рисков и угроз. К счастью, до сих пор предупреждения оказались ложными, но максимальная озабоченность завладела обществом, особенно потому, что в соответствии с общим восприятием, за этими действиями скрывается кто-то или несколько больных умов, о которых до сих пор ничего не известно, так же как и об их целях. Что представляет собой это явление, кто вовлечен в это, каковы их цели и что должно сделать общество и власти обсудили участники публичных дебатов: „Сообщения о заложенных бомбах: между слабоумием, правонарушением, терактом и (гео-)политикой. Или/и?”, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан отметил, что термин „предупреждение о взрыве” обычно представляет собой словесную или письменную угрозу взрыва бомбы или взрывоопасного предмета с целью причинения материального ущерба, смерти, травм, страха. Независимо от того, является ли такое предупреждение реальным или нет, эта угроза чрезвычайно опасна. Предполагаемые причины угроз взрыва включают: фарс, самоутверждение, гнев, манипуляции, агрессию, психические или идеологические искажения, создание хаоса и т. д. Терроризм - это просчитанное использование насилия для создания общей атмосферы страха среди населения для достижения определенной политической цели. Терроризм практиковали политические организации, такие как революционные организации и даже государства. Эксперт вспомнил предупреждение о взрыве прошлой осени, когда пилоты ирландского самолета были уведомлены о существовании взрывчатки на борту и вынуждены были приземлиться в Минске.
„Если политика - это искусство управления, тогда нужно понимать, что это искусство включает в себя тактику, стратегии, методы и средства, используемые для организации власти с целью достижения поставленных целей. В этом контексте необходимо вспомнить войну в Украине, где одно государство практикует террор в отношении населения другого государства, для достижения геополитических целей. Согласно ст. 281 Уголовного кодекса Республики Молдова, „заведомо ложное сообщение о террористическом акте” наказывается штрафом в размере от 200 до 500 у.е., или неоплачиваемым трудом в пользу общества на срок от 180 до 240 часов, или лишением свободы на срок до 2 лет. Представители правоохранительных органов говорят, что законодательство слишком мягкое и должно быть пересмотрено, чтобы не допустить таких действий”, - сказал Игорь Боцан.
Эксперт в области психологии, журналистики и коммуникации Зинаида Грибинча считает, что предупреждения о взрывах являются опасными действиями для всего общества и для имиджа Республики Молдова в мире. „Можно рассматривать предупреждения о взрыве как акт эксцентричности, но также как хорошо организованное, хорошо систематизированное действие, призванное произвести определенные эффекты в обществе. То, что происходит сейчас, касательно социальной незащищенности, означает, что действия эксцентричности исключаются с самого начала, потому что мы видим последовательные действия, происходящие регулярно. Речь идет не о некоторых отдельных действиях, а о хорошо организованных действиях. Другой аспект - это настойчивое желание, чтобы эти предупреждения о бомбе были хорошо услышаны обществом. В настоящее у общества пока нет соответствующей реакции, оно не охвачено страхом, как, возможно, рассчитывают организаторы этих акций. В то же время общество не реагирует адекватно на эти действия, которые нарушают общественное спокойствие, благополучие всех людей”, - сказала она.
С другой стороны, говорит Зинаида Грибинча, хорошо было бы, чтобы при поступлении предупреждений о взрыве были найдены ответа на вопрос: „Почему это происходит и кто в этом участвует?”. „Если будут найдены авторы или выяснится кому это удобно, тогда можно было бы найти ответ на вопрос, когда эти действия прекратятся. Хотя, когда такие объявления появляются в прессе часто, цель достигается и появляется страх”.
Эксперт в области безопасности, доктор политологии Наталья Албу считает, что уязвимости из-за ложных предупреждений о взрыве, должны быть изучены в контексте их возникновения. „Эти эффекты очень хорошо используются в контексте гибридной войны. Этот вид войны давно завоевал психоэмоциональное пространство как на европейском уровне, так и в Республике Молдова. Такая война не направлена на завоевание или нарушение ситуации на четко устоявшейся территории. В основном речь идет об эксплуатации умов, психологического состояния населения, а также о нарушении реформ, инициированных некоторыми правительствами. В то же время основная цель этих действий вытекает не только из ситуации, существующей на региональном уровне, то есть войны в Украине, но и из процессов, которые Республика Молдова инициировала в отношении интеграции в Европейский Союз. Эти действия направлены на то, чтобы создать внутреннюю нестабильность и отвлечь внимание от других серьезных проблем”, - сказала Наталья Албу.
Она также отметила последствия этих инцидентов для экономических агентов и государственных учреждений. Кроме того, чрезмерное использование линии экстренной помощи 112 не позволяет людям, которым действительно нужна экстренная помощь, получить ее.
257-е публичные дебаты на тему „Сообщения о заложенных бомбах: между слабоумием, правонарушением, терактом и (гео-)политикой. Или/и?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.