Предварительный арест неконституционен, если подсудимый не признал свою вину, преступление не было совершено посредством физического или психического принуждения, не привело к причинению вреда жизни и здоровью человека, не было совершено организованной преступной группой. Такое постановление вынес Конституционный суд во вторник, 30 октября, по итогам рассмотрения запроса, поданного судьями из Суда Кишинёва и Апелляционного суда Кишинёва, одним адвокатом и группой депутатов от Либеральной партии.
По мнению авторов запроса, оспариваемые положения вступают в противоречие с принципом презумпции невиновности, с правом хранить молчание, а также с правом на свободу и безопасность.
Суд постановил, что его решение имеет правовые последствия, начиная с 17 августа текущего года. Таким образом, лица, в отношении которых мера пресечения в виде ареста была применена на основании текста, объявленного неконституционным настоящим постановлением, должны быть освобождены в кратчайший срок после вынесения данного постановления.
Согласно решению Суда, любое лишение свободы должно быть законным. Требование законности не выполняется посредством простого соблюдения соответствующего внутреннего законодательства, необходимо, чтобы само внутреннее законодательство соответствовало Конституции и Европейской конвенции, в том числе общим принципам, которые в них изложены или подразумеваются.
Предварительный арест, мотивом которого является непризнание человеком своей вины в совершении вменяемого ему преступления, наносит несоразмерный ущерб таким правам, как право хранить молчание и право не способствовать собственному осуждению. Вместе с тем, оспариваемые положения принуждают человека признать свою вину в совершении того деяния, в котором его обвиняют, чтобы к нему не применялась мера в виде предварительного ареста, что нарушает право на свободу и безопасность.
Таким образом, Суд счёл, что текст „и в случае преступлений, которые были совершены без применения физического или психического принуждения, не привели к причинению вреда жизни и здоровью человека или не были совершены организованной преступной группой или преступной организацией, обвиняемый, подсудимый не признал свою вину в совершении преступления”, содержащийся в части (1) статьи 185 Уголовно-процессуального кодекса, противоречит статьям 21 и 25 Конституции.