Сколько будущих примаров поедут в Брюссель? Анализ Info-Prim Neo
Следует ожидать, что после визита в Брюссель кандидата от Партии коммунистов (ПКРМ) на должность примара столицы Кишинэу Игоря Додона и другие кандидаты предпримут лихорадочные действия для повторения этого хода. Может случиться, что кому-то из них даже повезет, хотя не известно, если стоит этого делать.
Визит Игоря Додона в Брюссель, в частности, его встречи в Европейской комиссии, довольно эффектный по форме, но лишен какого-либо серьезного содержания. Он эффектен, так как был одобрен по просьбе простого депутата Парламента более чем скромной страны, как, например, Республика Молдова, по сравнению с ЕС. Впоследствии оказалось, что это один из 14 кандидатов на должность примара столицы этой „более чем скромной страны”. Визит лишен слишком большого содержания, так как не в рамках подобных визитов принимаются важные решения. Ведь представители Молдовы в несравненно больших политических рангах и с куда большими возможностями принимать решения, чем у Додона, посетили намного больше раз Брюссель… Содержательность визитов оценивается изменениями к лучшему, которые происходят или не происходят в Молдове после них. Решения, о которых говорит Додон, что собрал в ходе встреч с премьер-министром Бельгии и с примарами многих важных населенных пунктов, можно изучить даже с большим успехом при помощи домашнего компьютера или при помощи компьютеров квалифицированных экспертов, которые работают на определенного кандидата на должность примара столицы.
Бесспорно, соответствующий визит имеет местное предвыборное значение и поэтому другие кандидаты попытаются снизить преимущество на финишной прямой предвыборной кампании с очень большой ставкой {возможно, на следующую предвыборную кампанию}. Не исключено, что может произойти чудо и эти визиты могут состояться, даже если времени осталось очень мало и планы работы высоких европейских официальных лиц составляются на много месяцев вперед и при помощи очень сложных бюрократических процедур. Брюссель удовлетворил нынешним правителям Республики Молдова куда больше капризов.
Первым претендентом может быть кандидат от Либеральной партии, нынешний примар муниципия Кишинэу Дорин Киртоакэ. В этом смысле Киртоакэ может обратиться за высокими рекомендациями к Делегации ЕС в Кишинэу и к румынскому президенту Траяну Бэсеску. По понятным причинам, он не может обратиться к Владу Филату, у которого установились более близкие отношения с Брюсселем, ни к Мариану Лупу, у которого также имеются определенные отношения, и тем более к Михаю Гимпу, который так и не отделался специальными отношениями с ЕС и, кажется, ни с кем за пределами Республики Молдова после своего двойного мандата президента и спикера. Следовательно, Дорину Киртоакэ может удастся поехать в Брюссель, но он будет вторым, только вторым после Игоря Додона, и поэтому не стоит этого делать. Дорин Киртоакэ может также поехать в Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, где можно предположить, что он лично должен обладать достаточным влиянием.
Аналогичный сценарий поездки в Брюссель, но с тем же результатом, можно расписать и для кандидата на должность примара Кишинэу от Демократической партии (ДПМ) Валентины Булига. С той лишь разницей, что для нее может добиться подобной благосклонности нынешний президент-спикер Мариан Лупу – ее шеф по партийной линии.
Список желающих можно продолжить, однако не слишком моного. Но все для начала встанут в очередь к Делегации ЕС в Кишинэу, если уже не встали, так как времени осталось очень и очень мало.
Своим посещением Брюсселя Игорь Додон не столько набрал дополнительных очков для себя, сколько задел интересы и самолюбие демократических кандидатов. И в этом состоит предвыборное значение визита на местном, молдавском уровне. Большинство избирателей Додона, которые являются также избирателями ПКРМ, не являются лучшими болельщиками европейских структур, скорее наоборот. Может случиться, что он даже проиграет определенное количество голосов традиционного коммунистического электората. Также, он не привлек голоса со стороны убежденных сторонников формирований Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ), так как одним жестом не изменишь убеждения людей. Но одним жестом подобного уровня можно повлиять на еще нерешившихся и разочарованных избирателей с европейскими настроениями в поведении находящихся у власти формирований.
Во всей этой сделке, связанной с визитом кандидата от ПКРМ в Брюссель, действительно большое значение имеет синтагма, которую включил предвыборный штаб Игоря Додона, но которую пресса и аналитики оставили без внимания. Речь идет о синтагме „в сопровождении главы Делегации ЕС в Республике Молдова Дирка Шубеля”. По замыслу авторов, соответствующая формула должна была присвоить данному визиту особое значение со стороны ЕС, который особо выделяет одного из 14 кандидатов.
2. UE a simţit post-factum delicateţea situaţiei când îi oferă acest privilegiu unuia dintre candidaţi, chiar dacă întrevederile au fost convenite cu mult înainte, pe când încă nu se cunoştea că Igor Dodon va fi candidatul PCRM la Primăria capitalei. Europenii sunt oameni educaţi şi nu au putut da înapoi după ce s-au aflat aceste noi circumstanţe. Dirk Schuebel ar fi zburat în acelaşi avion cu Igor Dodon, inclusiv pentru a se asigura că nu este expusă reputaţia Delegaţiei la Bruxelles; 3. Este un semnal de avertisment pentru AIE: „Dacă lucrurile nu vor merge cum trebuie, UE are cu cine lucra în Republica Moldova...”.
Для этой формулы существуют три возможные объяснения: 1. Это, скорее всего, пожелание, которое подсказали политические технологи ПКРМ, чем реальность; это „притянутая за волосы” формула в предвыборных целях. И это в том числе потому, что, по протоколу, только высокое должностное лицо может иметь сопровождение в лице менее высоких по рангу представителей; 2. ЕС отметил пост-фактум деликатность ситуации, когда оказал определенные привилегии одному из кандидатов, даже если встречи были согласованы намного раньше, когда еще неизвестно было, что Игорь Додон станет кандидатом ПКРМ на должность примара столицы. Европейцы – воспитанные люди и они не смогли отступить после того, как стали известны эти новые обстоятельства. Дирк Шубель мог полететь тем же самолетом, что и Игорь Додон, в том числе для того, чтобы убедиться, что не рискует авторитетом Делегации в Брюсселе; 3. Это предупредительный знак для АЕИ: „Если дела не пойдут так, как надо, у ЕС есть с кем работать в Республике Молдова”.
Как бы там не было, сам визит в Брюссель одного из кандидатов в структуры местной администрации, а также последующие действия вокруг него, в очередной раз свидетельствуют о тенденции применения значительных ресурсов, в частности с ведома или без ведома международных партнеров Молдовы, в предвыборной кампании со ставкой куда больше, чем местные выборы.
[Валериу Василикэ, Info-Prim Neo]