Ситуация со знанием государственного языка в Гагаузии и Тараклии улучшается, ИОП

Ситуация, связанная с владением государственным языком, улучшается в Административно-территориальной единице Гагаузия и с Тараклийском районе, где проживает сообщество этнических болгар. Увеличилась до 23,4% доля респондентов, которые могут свободно читать и говорить на государственном языке, с 16,8% в 2015 году. В то же время 47,9% респондентов понимают государственный язык, но не могут говорить на нем (43,4% - в 2015 году). Совсем не понимают государственный язык 28,6% респондентов, по сравнению с ситуацией 2015 года, когда этот показатель составлял 39,2%. Данные содержатся в опросе, разработанном Институтом общественных политик (ИОП) в партнерстве с CBS Research.

Исполнительный директор ИОП Аркадие Барбэрошие отметил в ходе пресс-конференции в IPN, что респондентов спросили и о том, считают ли они, что граждане Республики Молдова должны знать государственный язык. Утвердительный ответ дали 49,2% респондентов. В Гагаузии такого мнения придерживаются 47% опрошенных, а в Тараклии – 54,7%.

Название государственного языка Республики Молдова является принципиальным вопросом для 73,4% респондентов опроса, которые заявили, что государственный язык должен называться „молдавским” (в 2015 году 78% респондентов высказали такое мнение). 15% респондентов заявили, что „им все равно какое у него название, потому что это один и тот же язык”, а 0,25% сказали, что государственный язык это „румынский”.

Русский язык остается основным языком, на котором чаще всего говорят дома респонденты из двух регионов. Несмотря на то, что 73,8% респондентов из Гагаузии согласились с тем, что жители региона должны знать гагаузский язык, только 46% респондентов отметил, что говорят чаще всего на гагаузском языке. Среди респондентов, проживающих в Тараклийском районе, только 42,1% чаще всего используют болгарский язык.

В то же время, опрос показывает, что выросла доля респондентов, которые испытывают большую или очень большую необходимость в знании государственного языка в повседневной деятельности, с 30,3% – в 2015 году до 49,9% – в 2021 году. 47,4% респондентов скорее не имеют такой необходимости, или вообще не имеют ее (68,3% - в 2015 году).

Большинство респондентов, 66,1%, выбрали бы русский язык как язык воспитания детей и внуков (по сравнению с 83,3% в 2015 году). Английский язык является предпочтительным для 12% респондентов. А государственный язык занимает третье место в предпочтениях – 10,6%.

Были отмечены случаи, когда респонденты имели проблемы или подвергались дискриминации из-за незнания государственного языка. Почти 6,5% респондентов (ответ да, несколько раз) не смогли поступить на учебу в желаемое учебное заведение, 4,5% были вынуждены отказаться от определенной должности, а 4% не были приняты на работу из-за этого. Аналогичные цифры были и в опросе 2015 года.

По словам социолога Василия Кантаржи из SBS Research, в Гагаузии официально есть три языка общения, но их продвижение не поддерживается в равной степени. Гагаузия по-прежнему является территорией, где многие знают и говорят по-русски, наблюдается умеренный уровень владения гагаузским языком и практически отсутствует государственный язык.

В другом контексте, на вопрос о том, что их больше всего беспокоит, более 39,3% респондентов из Тараклии сказали, что цены. В Гагаузии цены беспокоят 54,2% опрошенных. Основными причинами бедности в Республике Молдова является плохое управление государственными делами (40,8% респондентов) и коррупция (23%). Другие респонденты отметили кражу государственных денег, миграцию специалистов и др.

Опрос проводился среди 620 человек старше 18 лет методом интервью лицом к лицу, посредством компьютера. Опрос является репрезентативным для населения АТО Гагаузия и Тараклия, а погрешность составляет ± 3,9%. Данные были собраны в период 16 сентября-2 октября.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.