В двух из трёх психиатрических больниц страны нет специальных отделений для тех, кто совершил преступление в состоянии невменяемости. Эти люди содержатся вместе с остальными пациентами, включая тех, кто обратился в эти учреждения добровольно, а двери помещений заперты во избежание побега. Таковы наблюдения Института по правам человека в Молдове (ИПЧМ), проведшего мониторинг ситуации с правами человека в трёх психиатрических больницах и шести центрах временного размещения для лиц с ограниченными возможностями.
На пресс-конференции в IPN исполнительный директор ИПЧМ Вану Жереги сообщил, что по сравнению с предшествующими годами ситуация улучшается, но ещё есть над чем работать в плане устранения случаев нарушения прав человека. Жереги отметил, что человек может подвергнуться принудительному лечению только при наличии соответствующего решения суда. Но этот принцип соблюдается не всегда. В Кишинёвской психиатрической больнице в прошлом году было зарегистрировано около семи тысяч случаев госпитализации. При том, что на уровне страны имеется около 50 дел, приговором по которым является принудительное лечение. „Остальные случаи госпитализаций должны были быть добровольными, в чём мы сомневаемся, потому что когда мы посещаем эти учреждения, все говорят, что хотят вернуться домой”, - рассказал Вану Жереги.
Эксперт по правам человека Дойна Иоанна Стрэистяну сообщила, что в центрах временного размещения, ранее известных как психоневрологические интернаты, существуют этажи и палаты закрытого режима, в которых пациентов изолируют на некоторое время. „Их оставляют на собственном попечении. Более того, я узнала со слов самих подопечных, что в период пребывания в этих изолированных палатах им дают и психотропные препараты, которые не всегда выписаны им врачами-психиатрами этих центров”, - отметила Стрэистяну. Она добавила, что подопечные этих учреждений жалуются на грубое обращение, а сотрудники учреждений не вмешиваются при конфликтах между подопечными.
Как отметила координатор проекта Keystone Moldova Неля Панфил, остаётся проблемой тот факт, что большое количество людей с различными заболеваниями содержатся вместе: лица с ограниченными умственными возможностями, с ограниченными физическими возможностями, пожилые люди в возрасте старше 60 лет. Персонал не обладает навыками, необходимыми для решения проблем, в результате часто используются ограничительные меры. Возможности госпитализированных лиц ограничены. „Часть подопечных, у которых есть такое желание и навыки, выходят в населённый пункт на работу. Но и там они иногда сталкиваются с злоупотреблениями, потому что эти люди не умеют считать деньги, потому что какое-либо их обучение отсутствует, а некоторые из них никогда не учились в школе”, - пояснила Неля Панфил. В ходе мониторинга были выявлены неполные личные дела, люди, у которых отсутствуют удостоверяющие личность документы. „Мы видели детей с аутизмом, которых привозят на лечение в психиатрические отделения, где они находятся в палатах под строгим наблюдением и не имеют доступа ни к образованию, ни к какой-либо деятельности, ни к другим формам терапии”, - рассказала Неля Панфил.
Психотерапевт Аркадие Астрахан, директор программ в Городском центре психического здоровья сектора Ботаника, сообщил о показателях смертности в профильных учреждениях, отметив, что они намного ниже, чем среди населения в целом. Несмотря на то, что это учреждение носит название „для девочек”, большинство его подопечных являются взрослыми женщинами, самой старшей из них почти 60 лет. Что касается наличия специалистов, то в этом плане наблюдается дефицит, особенно психиатров. И это характерно как для больниц, так и для учреждений интернатного типа.