Переупаковка йодированной соли из более крупных единиц в единицы весом в один килограмм будет санкционирована за нарушение. Также будут применяться штрафы за хранение и продажу йодированной соли с неправильной концентрацией йода. Положения содержатся в законопроекте, подлежащем публичным дебатам, передает IPN.
Один из авторов проекта, депутат Валентина Маник заявила, что информация, запрашиваемая компетентными органами, показывает, что в некоторых случаях йодированная соль переупаковывается из больших негерметичных мешков в килограммовую упаковку, а затем продается в магазинах в негерметичной картонной упаковке.
Статистика и количество импорта выявляют серьезное несоответствие между количеством йодированной и не йодированной импортируемой соли. Этот факт вызвал подозрение в уклонении экономических агентов от уплаты налога на загрязнение окружающей среды за пластиковую упаковку весом в один килограмм, что в конечном итоге также привело к подозрению в том, что импортная не йодированная соль продается как йодированная соль, что означает для потребителя некачественный конечный продукт. Депутаты также констатировали, что в настоящее время нет констатирующего агента и не применяются санкции в случае обнаружения вышеупомянутых нарушений.
Валентина Маник уточняет, что с введением в 2019 году пошлины в размере 1,02 лея за упаковку, импорт йодированной соли сократился в три-четыре раза. „Если в 2019 году количество йодированной соли составило 16 400 тонн, то в 2021 году оно составило всего 5 031. Мы задали вопрос – в чем проблема, почему экономические агенты не заинтересованы в импорте этой йодированной соли?”,- отметила депутат.
До 2016 года включительно, при импорте йодированной пищевой соли не взималась плата за первичную упаковку в один килограмм, взималась только с большой упаковки. С 2017 года были внесены изменения в закон, включая новый способ расчета квоты на первичную пластмассовую упаковку. Таким образом, начала взиматься плата за небольшую упаковку в один килограмм йодированной соли, первоначально в 0,85 лея за штуку, а затем плата была увеличена до 1,02 лея за штуку (по состоянию на 2019 год). Следовательно, экономические агенты, импортирующие йодированную соль, потеряли интерес к импорту этого продукта в упаковках весом в один килограмм, поскольку этот налог был большим по сравнению с налогом, взимаемым за упаковку в 25 кг, который составляет всего 3,6% от стоимости упаковки.
Авторы проекта уточняют, что йододефицитные расстройства являются серьезной проблемой общественного здоровья, затрагивая все категории населения, особенно детей и беременных женщин, а также кормящих матерей. В Республике Молдова потребление соли является высоким, но потребляется чаще всего не йодированная соль. „Соль обогащается йодом для защиты здоровья населения. Недостаток йода имеет очень серьезные последствия для здоровья населения, особенно психического состояния человека, для его умственных способностей. Единственный способ сохранить умственные способности населения и избежать других заболеваний с серьезными последствиями, которые вызывают дополнительные расходы в системе здравоохранения, а иногда и необратимые расстройства – обязанность государства обеспечить людей солью. Население не употребляет йодированную соль, потому что ее нет”, - заявил депутат, врач Адриан Белый.
Проект предусматривает снижение налога за первичную пластиковую упаковку в один килограмм, содержащую йодированную соль, с 1,02 лея до 0,22 лея. Он также дополняет Кодекс о правонарушениях, впервые вводя санкции за переупаковку йодированной соли из более крупных единиц в единицы по килограмму, а также за хранение и сбыт йодированной соли с неправильной концентрацией йода. Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов будет констатирующим агентом с правом санкционировать нарушения, упомянутые в проекте.