Конкретные барьеры для участия женщин в военной и полицейской сфере, а также структурные проблемы, препятствующие включению женщин в эти области, были проанализированы в технико-экономическом исследовании, проведенном Центром партнерства для развития в сотрудничестве с UN Women. Исследование показывает недостаточно эффективную политику продвижения женщин на руководящие должности в рамках МВД и подчиненных структурах. В этих учреждениях только 10% руководящих должностей занимают женщины. В военной области положения, регулирующие продвижение по службе, кажутся нейтральными. Однако в условиях недостаточного представительства женщин в комиссиях по аттестации, гендерных стереотипов и предубеждений шансы женщин на продвижение по службе в военной сфере ограничены.
В исследовании оцениваются возможные временные и разумные специальные меры для содействия гендерному равенству в этих двух областях с точки зрения нескольких аспектов. Речь идет о физических требованиях, наборе и приеме, продвижении в должности и вертикальной сегрегации, графике работы, семейных обязанностях, инфраструктуре.
В области внутренних дел специальные нормативные акты поддерживают дифференцированные физические требования к кандидатам и кандидаткам в Академии полиции и к лицам, предпочитающим трудоустройство в подчиненных учреждениях. Оценочные комиссии, созданные на основе регламента об организации физической подготовки и спорта в рамках ГИП и ГИК при МВД, в основном состоят из мужчин. В то же время установлено, что женщины-полицейские недостаточно обучены применению физической силы и специальных средств.
В исследовании отмечается, что применение квот приема (составляющих до 30% от общего количества мест, предусмотренных для дневного отделения) для женщин-кандидатов являются дискриминационными. В области рекрутинга обнаруживаются дискриминационные положения, что может привести к отказу от приема беременных женщин и отказу от найма беременных женщин. Согласно неофициальным практикам, если в момент подачи документов для зачисления женщина оказывается беременной, тогда медицинская комиссия не выдает ей справку для поступления на учебу в Академию полиции и Колледж Пограничной полиции.
Несмотря на то, что национальное законодательство предусматривает регулирование графика работы, статистические данные, предоставленные Министерством внутренних дел, свидетельствуют о том, что эти правовые механизмы не работают, в том числе из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, например, отсутствие помещений, оборудованных для грудного вскармливания. Собранные статистические данные свидетельствуют о том, что некоторые подчиненные МВД учреждения не используют правовые правила корректировки графика работы.
В военной области, несмотря на предпринятые меры по устранению определенных барьеров, с которыми сталкиваются женщины, все еще сохраняются методы поддержания дифференцированных стандартов физической подготовки для женщин и мужчин, которые не обязательно основаны на биологических различиях между женщинами и мужчинами. Женщины недооцениваются в комиссиях по аттестации и приему, причем женщины составляют примерно одну пятую членов комиссий. Процесс найма, по-видимому, является нейтральным с гендерной точки зрения, и эта нейтральная практика оказывает неблагоприятное воздействие на женщин.
Жесткие правила отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком заставляют женщин выбирать между материнством и служебным ростом. Упомянутые законодательные и нормативные акты не предусматривают мер разумного составления рабочего графика, аналогичного нормам из Трудового кодекса.
Условия учебы в военных учебных заведениях не учитывают биологические особенности женщин и мужчин. Военная форма и другие военные атрибуты не учитывают определенные особенности человека.
Исследование было разработано Центром „Партнерство для развития” совместно с экспертом в области прав человека Андреем Бригидиным, международным экспертом Романицей Иордаке и экспертом по юридическим вопросам Вадимом Виеру. Разработка исследования является составной частью программы „Поддержка женского лидерства в Молдове и участие женщин в процессе принятия решений”, запущенной в мае 2018 года, и внедряемой Центром „Партнерство для развития” совместно с Организацией Объединенных Наций по гендерному равенству и расширению прав и возможностей женщин (UN Women), финансируемой Швецией.